Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРА́КТОР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 333

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Гаспарян

ТРА́КТОР (но­во­ла­тин­ское tractor, букв. – тягач, от лат. traho – та­щить, тя­нуть), са­мо­ход­ная (гу­се­нич­ная или ко­лёс­ная) ма­ши­на, вы­пол­няю­щая с.-х., до­рож­но-стро­ит., зем­ле­рой­ные, транс­порт­ные и др. ра­бо­ты в аг­ре­га­те с при­цеп­ны­ми или на­вес­ны­ми ма­ши­на­ми. От­ли­ча­ет­ся низ­кой ско­ро­стью и боль­шой си­лой тя­ги. Т. со­сто­ит из дви­га­те­ля, транс­мис­сии (вклю­ча­ет сце­п­ле­ние, ко­роб­ку пе­ре­дач и зад­ний мост), хо­до­вой час­ти (под­вес­ки ко­лёс/гу­се­ниц, слу­жа­щей для пе­ре­дви­же­ния и соз­да­ния тя­го­во­го уси­лия), ме­ха­низ­ма управ­ле­ния (для из­ме­не­ния на­прав­ле­ния дви­же­ния Т. и его тор­мо­же­ния). Т. клас­си­фи­ци­ру­ют по на­зна­че­нию (пром., с.-х., тре­лё­воч­ные трак­то­ры и др.); кон­ст­рук­ции хо­до­вой час­ти [гу­се­нич­ные, по­лу­гусе­нич­ные (пе­ред­няя ось – ко­лё­са, зад­няя – гу­се­нич­ный дви­жи­тель), ко­лёс­ные]; ти­пу ос­то­ва (рам­ные, по­лу­рам­ные, без­рам­ные); но­ми­наль­но­му тя­го­во­му уси­лию (тя­го­вый класс Т.). Уни­вер­саль­ные ко­лёс­ные Т. бы­ва­ют с уве­ли­чен­ны­ми зад­ни­ми ко­лё­са­ми (напр., МТЗ-82 «Бе­ла­рус») и с ко­лё­са­ми оди­на­ко­во­го диа­мет­ра (напр., К-700 «Ки­ро­вец»), ко­то­рые, как пра­ви­ло, име­ют рам­ный ос­тов. Осн. кри­те­ри­ем вы­бо­ра Т. яв­ля­ет­ся тя­го­вый класс. Раз­ли­ча­ют мо­де­ли Т.: от 0,2 до 1,4 клас­са, мощ­но­стью от 50 до 100 кВт – мел­ко­га­ба­рит­ные и мо­то­бло­ки, ко­лёс­ные ма­лой мощ­но­сти (ис­поль­зу­ют­ся в с.-х. ра­бо­тах); от 2 до 8 клас­са, мощ­но­стью от 150 до 400 кВт – ко­лёс­ные сред­ней и боль­шой мощ­но­сти (один из са­мых рас­про­стра­нён­ных клас­сов); от 9 до 75 клас­са, мощ­но­стью от 450 до 800 кВт – гу­се­нич­ные, спе­ци­аль­но адап­ти­ро­ван­ные для вы­пол­не­ния разл. ра­бот, по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти.

Пер­вые ко­лёс­ные Т. с па­ро­вы­ми дви­га­те­ля­ми поя­ви­лись в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции в 1830 и при­ме­ня­лись на транс­пор­те и в во­ен. де­ле; пер­вый па­ро­вой Т. (плуг Фау­ле­ра) соз­дан в Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1855. В 1888 рус. ме­ха­ник Ф. А. Бли­нов по­стро­ил и ис­пы­тал гу­се­нич­ный Т. с дву­мя па­ровы­ми дви­га­те­ля­ми. С 1901 фир­ма «Харт-Парр» («Hart-Parr») в США вы­пус­ти­ла пер­вые ко­лёс­ные Т. На­чи­ная с 1912 фир­мы «Холт» («Holt», США) и «Ван­де­рер-Дор­нер» («Wanderer-Dorner», Гер­ма­ния) про­из­во­дят Т. на гу­се­нич­ном хо­ду. Пер­вые Т. в СССР вы­пу­ще­ны в 1924 («Форд­зон-Пу­ти­ло­вец»). С 1930 в СССР на­ла­же­но мас­со­вое про­из-во Т., что да­ло воз­мож­ность в 1932 от­ка­зать­ся от их им­пор­та.

Лит.: Бо­ло­тов А. К., Гу­ре­вич А. М., Фор­ту­на В. И. Эк­сплу­ата­ция сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных трак­то­ров. М., 1994; Греб­нев В. П., По­ли­ва­ев О. И., Во­ро­хо­бин А. В. Трак­то­ры и ав­то­мо­би­ли. Тео­рия и эк­сплу­ата­ци­он­ные свой­ст­ва. 2-е изд. М., 2016.

Вернуться к началу