Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕПЛОХО́Д

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 58

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

ТЕПЛОХО́Д, суд­но, у ко­то­ро­го гл. ис­точ­ни­ком энер­гии яв­ля­ет­ся дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния (обыч­но ди­зель); вра­ще­ние ва­ла гл. дви­га­те­ля пе­ре­да­ёт­ся на дви­жи­тель не­по­сред­ст­вен­но или че­рез ре­дук­тор. Т. бе­рут своё на­ча­ло с са­мо­ход­ных су­дов «Ван­дал» (1903) и «Сар­мат» (1904), по­стро­ен­ных в Рос­сии на Сор­мов­ском за­во­де (Ниж­ний Нов­го­род), на ко­то­рых бы­ли ус­та­нов­ле­ны не­ре­вер­сив­ные гл. дви­га­те­ли. По совр. клас­сифи­ка­ции су­дов «Ван­дал» от­но­сит­ся к ди­зе­лям-элек­тро­хо­дам (см. Элек­тро­ход), т. к. его ди­зе­ли ра­бо­та­ли на элек­тро­ге­не­ра­то­ры, при­во­див­шие в дви­же­ние греб­ные ва­лы. На «Сар­ма­те» вра­ще­ние греб­ных ва­лов на пе­ред­нем хо­ду осу­ще­ст­в­ля­лось не­по­сред­ст­вен­но ди­зе­ля­ми, а на зад­нем хо­ду, как и на «Ван­да­ле», – с по­мо­щью со­ос­ных элек­тро­дви­га­те­лей. Назв. «Т.» ста­ли при­ме­нять с 1908 по­сле по­строй­ки ко­лёс­но­го реч­но­го бук­си­ра «Мысль» (пер­во­на­чаль­ное назв. «Ко­ло­мен­ский ди­зель»), на ко­то­ром так­же был ус­та­нов­лен не­ре­вер­сив­ный ди­зель, но ре­гу­ли­ро­ва­ние час­то­ты вра­ще­ния греб­но­го ва­ла осу­ще­ст­в­ля­лось с по­мо­щью спец. возд. муф­ты.

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние дви­га­те­лей внутр. сго­ра­ния – по­вы­ше­ние их кпд и на­дёж­но­сти, уве­ли­че­ние аг­ре­гат­ной мощ­но­сти и др. – спо­соб­ст­во­ва­ло их ши­ро­ко­му при­ме­не­нию на су­дах мор. и реч­но­го фло­та и прак­ти­че­ски пол­но­му вы­тес­не­нию па­ро­хо­дов. Т. – наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный тип са­мо­ход­но­го суд­на (бо­лее 90% всех пас­са­жир­ских и гру­зо­вых су­дов и над­вод­ных ко­раб­лей). В со­ста­ве вспо­мо­гат. обо­ру­до­ва­ния ма­шин­но­го от­де­ле­ния Т. – возд. ком­прес­со­ры и бал­ло­ны со сжа­тым воз­ду­хом для пус­ка дви­га­те­лей, сис­те­ма ох­ла­ж­де­ния порш­ней и ци­лин­д­ров за­борт­ной и пре­сной во­дой, обо­ру­до­ва­ние для очи­ст­ки и по­да­чи в дви­га­тель то­п­ли­ва и сма­зоч­но­го мас­ла. Те­п­ло­та вы­хлоп­ных га­зов от дви­га­те­лей ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­бот­ки па­ра, ко­то­рый, в свою оче­редь, слу­жит для ото­пле­ния, вы­ра­бот­ки элек­тро­энер­гии и др. су­до­вых нужд.

Лит.: Ры­жов К. В. Сто ве­ли­ких изо­бре­те­ний. М., 2004.

Вернуться к началу