Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕПЛОВО́З

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 52

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТЕПЛОВО́З, ав­то­ном­ный ло­ко­мо­тив, в ко­то­ром в ка­че­ст­ве гл. энер­ге­тич. ус­та­нов­ки ис­поль­зу­ет­ся дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния (обыч­но ди­зель). Те­п­ло­вой дви­га­тель пре­об­ра­зу­ет энер­гию жид­ко­го то­п­ли­ва в ме­ха­нич. энер­гию вра­щаю­ще­го­ся ко­лен­ча­то­го ва­ла, от ко­то­ро­го вра­ще­ние пе­ре­да­ёт­ся ко­лёс­ным па­рам. Для обес­пе­че­ния ра­бо­ты ди­зе­ля с по­сто­ян­ной час­то­той вра­ще­ния ва­ла и пе­ре­да­чи энер­гии от ва­ла дви­жу­щим ко­лё­сам слу­жит т. н. тя­го­вая пе­ре­да­ча – спец. уст­рой­ст­во, ко­то­рое «при­спо­саб­ли­ва­ет» ра­бо­ту ди­зе­ля к пе­ре­мен­ным ре­жи­мам ра­бо­ты ло­ко­мо­ти­ва. К осн. уз­лам Т. от­но­сит­ся так­же эки­паж­ная часть, в ко­то­рую вхо­дят ку­зов, гл. ра­ма с удар­но-сцеп­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми (ав­то­сцеп­ка), те­леж­ки с ко­лёс­ны­ми па­ра­ми и сис­те­ма рес­сор­но­го под­ве­ши­ва­ния; нор­маль­ную ра­бо­ту осн. уз­лов обес­пе­чи­ва­ет вспо­мо­гат. обо­ру­до­ва­ние (то­п­лив­ная сис­те­ма ди­зе­ля, сис­те­мы ох­ла­ж­де­ния, смаз­ки и по­да­чи воз­ду­ха, по­жа­ро­ту­ше­ния и др.).

В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния Т. раз­де­ля­ют на пас­са­жир­ские, гру­зо­вые, ма­нев­ро­вые, пром. транс­пор­та, уни­вер­саль­ные и др. На­зна­че­ние Т. оп­ре­де­ля­ет его тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ки, кон­ст­рук­тив­ное ис­пол­не­ние, вы­бор ти­па дви­га­те­ля, пе­ре­да­чи, эки­паж­ной час­ти и т. п. На Т. ус­та­нав­ли­ва­ют че­ты­рёх­такт­ные и (ре­же) двух­такт­ные дви­га­те­ли. На ма­ги­ст­раль­ных же­лез­ных до­ро­гах экс­плуа­ти­ру­ют­ся Т. с ди­зе­ля­ми мощ­но­стью до 3000 кВт и элек­трич. (гид­рав­лич.) пе­ре­да­чей, на пу­тях пром. пред­при­ятий – Т. мень­шей мощ­но­сти (обыч­но до со­тен кВт), в осн. с гид­ро­ме­ха­нич. или ме­ха­нич. пе­ре­да­чей. По уст­рой­ст­ву хо­до­вых час­тей раз­ли­ча­ют Т. те­ле­жеч­но­го ти­па (наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны) и Т. с жё­ст­кой ра­мой (бес­те­ле­жеч­ные).

Пер­вый про­ект Т. пред­ло­жен в Рос­сии в 1905 Н. Г. Куз­не­цо­вым и А. И. Один­цо­вым; их схе­ма ло­ко­мо­ти­ва ста­ла про­об­ра­зом Т. с элек­трич. пе­ре­да­чей, по­лу­чив­шей в даль­ней­шем наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние. Пер­вый ма­ги­ст­раль­ный Т. соз­дан в 1921–24 по про­ек­ту Я. М. Гак­ке­ля (ав­тор­ское сви­де­тель­ст­во в 1926); пер­вый се­рий­ный Т. (с 6-ци­лин­д­ро­вым че­ты­рёх­такт­ным ди­зе­лем; мощ­ность 840 кВт, макс. ско­рость 55 км/ч) вы­пущен в 1932 Ко­ло­мен­ским па­ро­во­зо­стро­ит. за­во­дом.

Вернуться к началу