Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́НКЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 655

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТА́НКЕР (англ. tanker, от tank – цис­тер­на, ре­зер­ву­ар), на­лив­ное суд­но для пе­ре­воз­ки жид­ких и по­лу­жид­ких гру­зов (нефть, бен­зин, ке­ро­син, сма­зоч­ные и пи­ще­вые мас­ла, хи­ми­ка­лии и т. п.). Как пра­ви­ло, Т. – од­но­вин­то­вые, од­но­па­луб­ные, ди­зель­ные (ра­нее па­ро­вые) су­да с кор­мо­вым рас­по­ло­же­ни­ем ма­шин­но­го от­де­ле­ния и ярус­ной жи­лой над­строй­кой. Под­па­луб­ное про­стран­ст­во в Т. раз­де­ле­но про­доль­ны­ми и по­пе­реч­ны­ми пе­ре­бор­ка­ми (их чис­ло за­ви­сит от раз­ме­ров суд­на), об­ра­зую­щи­ми пря­мо­уголь­ные гру­зо­вые от­се­ки – тан­ки, со­еди­нён­ные ме­ж­ду со­бой и су­до­вой на­сос­ной стан­ци­ей сис­те­мой тру­бо­про­во­дов. При­ём гру­зов на Т. про­из­во­дит­ся по за­кры­то­му тру­бопро­во­ду, вы­груз­ка – су­до­вы­ми на­со­са­ми. Часть тан­ков от­во­дит­ся под во­дя­ной бал­ласт для обес­пе­че­ния по­сад­ки и не­об­хо­ди­мой ос­той­чи­во­сти суд­на в по­рож­нем рей­се. На совр. Т. пре­ду­смат­рива­ет­ся двой­ное дно и двой­ные бор­та в тан­ко­вой час­ти (для уве­ли­че­ния за­щи­щён­но­сти вод­но­го про­стран­ст­ва от за­гряз­не­ния неф­тью и др. эко­ло­ги­че­ски вред­ны­ми про­дук­та­ми в слу­чае по­вре­ж­де­ния кор­пу­са). Дед­вейт Т. со­став­ля­ет от не­сколь­ких со­тен до 500 тыс. т и бо­лее. Т. с дед­вей­том св. 100 тыс. т клас­си­фи­ци­ру­ют как су­пер­тан­ке­ры.

Пер­вый в ми­ре са­мо­ход­ный ме­тал­лич. неф­те­на­лив­ной па­ро­вой Т. «Зо­ро­астр» [дед­вейт 15 тыс. пу­дов (ок. 250 т)] по­стро­ен в 1877–78 по за­ка­зу Т-ва брать­ев Но­бель (Рос. им­пе­рия) на вер­фи Линд­холь­мен в Гё­те­бор­ге; ис­поль­зо­вал­ся для дос­тав­ки ке­ро­си­на на­ли­вом из Ба­ку в Ца­ри­цын и Ас­т­ра­хань.

Вернуться к началу