Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУХО́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 469

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СУХО́Й Па­вел Оси­по­вич [10(22).7.1895, с. Глу­бо­кое Дис­нен­ско­го у. Ви­лен­ской губ., ны­не го­род Ви­теб­ской обл., Бе­ло­рус­сия – 15.9.1975, Мо­ск­ва], рос. авиа­кон­ст­рук­тор, два­ж­ды Ге­рой Соц. Тру­да (1957, 1965), один из ос­но­ва­те­лей сов. ре­ак­тив­ной и сверх­зву­ко­вой авиа­ции. Ро­дил­ся в се­мье учи­те­ля нар. шко­лы. В 1915 по­сту­пил в Имп. Мос­ков­ское тех­нич. уч-ще (ны­не МГТУ), по­се­щал воз­ду­хо­пла­ват. кру­жок, ко­торым ру­ко­во­дил Н. Е. Жу­ков­ский. В 1916 при­зван в ар­мию, в 1917 уча­ст­во­вал в 1-й ми­ро­вой вой­не.

По­сле окон­ча­ния МВТУ (1925) ра­бо­тал в КБ А. Н. Ту­по­ле­ва в ЦАГИ и на за­во­де № 156 (инж.-кон­ст­рук­тор, нач. бри­га­ды, зам. гл. кон­ст­рук­то­ра). В этот пе­ри­од С. под об­щим ру­ко­во­дством Ту­по­ле­ва соз­дал ис­тре­би­те­ли И-4, И-14 (ис­тре­би­тель-мо­но­план – пер­вый в СССР са­мо­лёт та­ко­го ти­па с уби­раю­щим­ся в по­лё­те шас­си), са­мо­лё­ты АНТ-25 и АНТ-37бис «Ро­ди­на». В 1939–40 гл. кон­ст­рук­тор авиа­за­во­да № 135 в Харь­ко­ве, при­ни­мал уча­стие в раз­ра­бот­ке са­мо­лё­та «Ива­нов» (АНТ-51), за­кон­чив­шей­ся соз­да­ни­ем бое­во­го мно­го­це­ле­во­го са­мо­лё­та Су-2, при­ме­няв­ше­го­ся в пер­вые го­ды Вел. Отеч. вой­ны. В 1940–49 гл. кон­ст­рук­тор КБ, ба­зи­ро­вав­ше­го­ся на ря­де за­во­дов в Под­мос­ко­вье и Мо­ск­ве, од­но­вре­мен­но ди­рек­тор этих за­во­дов. В 1942–43 под его ру­ко­во­дством соз­дан бро­ни­ро­ван­ный штур­мо­вик Су-6. В 1949–53 сно­ва зам. гл. кон­ст­рук­то­ра в КБ Ту­по­ле­ва. С 1953 гл. кон­ст­рук­тор вновь вос­соз­дан­но­го сво­его КБ, с 1956 ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор. В по­сле­во­ен­ные го­ды С. был в ря­ду пер­вых сов. авиа­кон­ст­рук­то­ров, воз­гла­вив­ших ра­бо­ты в об­лас­ти ре­ак­тив­ной авиа­ции; соз­дал неск. опыт­ных ре­ак­тив­ных ис­тре­би­те­лей. Под его ру­ко­во­д­ст­вом раз­ра­бо­тан ряд се­рий­ных бое­вых ма­шин, в чис­ле ко­то­рых – ис­тре­би­тель Су-7 со ско­ро­стью по­лё­та, вдвое пре­вы­сив­шей ско­рость зву­ка; ис­тре­би­те­ли-пе­ре­хват­чи­ки Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17, пер­вый сов. са­мо­лёт с из­ме­няе­мой в по­лё­те стре­ло­вид­но­стью кры­ла; фрон­то­вой бом­бар­ди­ров­щик Су-24, штур­мо­вик Су-25. На экс­пе­рим. са­мо­лё­тах Т-431 и Т-405 кон­ст­рук­ции С. ус­та­нов­ле­ны два ми­ро­вых ре­кор­да вы­со­ты (1959, 1962), два ми­ро­вых ре­кор­да ско­ро­сти по­лё­та по замк­ну­то­му мар­шру­ту (1960, 1962). На экс­пе­рим. са­мо­лё­те Т-4, рас­счи­тан­ном на ско­рость по­лё­та, втрое пре­вы­шаю­щую ско­рость зву­ка, впер­вые в СССР бы­ли ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны ти­тан и вы­со­ко­проч­ная не­ржа­вею­щая сталь, а так­же при­ме­не­на элек­тро­дис­танц. сис­те­ма уп­рав­ле­ния са­мо­лё­том; на­ча­та раз­ра­бот­ка вы­соко­ма­нёв­рен­но­го ис­тре­би­те­ля Су-27 с ин­те­граль­ной аэ­ро­ди­на­мич. ком­по­нов­кой.

В Го­ме­ле ус­та­нов­лен бюст С. (1977); его име­нем на­зва­ны Моск. ма­ши­но­стро­ит. за­вод (1975, ны­не «ОКБ Су­хо­го»), Го­мель­ский гос. тех­нич. ун-т (1995), ули­цы в Мо­ск­ве (2004) и Го­ме­ле. Ле­нин­ская пр. (1968), Гос. пр. СССР (1943; 1975, посм.), Гос. пр. РФ (1996, посм.). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1945, 1957, 1975), Зо­ло­той ме­да­лью им. А. Н. Ту­по­ле­ва АН СССР (1975).

Вернуться к началу