Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУДОВО́Й РУЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 394

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

СУДОВО́Й РУЛЬ, ос­нов­ной эле­мент ру­ле­во­го уст­рой­ст­ва, ко­то­рый соз­да­ёт при дви­же­нии суд­на бо­ко­вую гид­ро­ди­на­мич. си­лу, обес­пе­чи­ваю­щую управ­ляе­мость суд­на. По мес­ту рас­по­ло­же­ния С. р. де­лят на кор­мо­вые и но­со­вые. Клас­сич. С. р. со­сто­ит из рас­по­ла­гае­мо­го в по­то­ке пе­ра ру­ля (ра­бо­та­ет как вер­ти­каль­но рас­по­ло­жен­ное в по­то­ке кры­ло ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та, имею­щее угол ата­ки) и проч­но со­еди­нён­но­го с ним вер­ти­каль­но­го ва­ла – бал­ле­ра, ко­то­рый раз­ме­ща­ет­ся в кор­пу­се суд­на и обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность по­во­ро­та для от­кло­не­ния пе­ра на тре­буе­мый угол пе­ре­клад­ки; на верх­ней час­ти бал­ле­ра (го­ло­ве) кре­пит­ся рум­пель (од­но- или дву­пле­чий ры­чаг), пе­ре­даю­щий на бал­лер кру­тя­щий мо­мент от при­во­да ру­ле­вой ма­ши­ны или штур­валь­но­го ко­ле­са. Как пра­ви­ло, пе­ро ру­ля име­ет двоя­ко­вы­пук­лый про­филь (пред­став­ля­ет со­бой по­лую хо­ро­шо об­те­кае­мую кон­ст­рук­цию из на­руж­ной об­шив­ки и внутр. про­фи­ли­ров. рё­бер жё­ст­ко­сти; для обес­пе­че­ния во­до­не­про­ни­цае­мо­сти внутр. про­стран­ст­во пе­ра ру­ля обыч­но за­пол­ня­ет­ся инерт­ны­ми ма­те­риа­ла­ми), в про­стей­ших слу­ча­ях мо­жет вы­пол­нять­ся в ви­де пла­сти­ны. Наи­бо­лее эф­фек­тив­ным яв­ля­ет­ся пе­ро ру­ля пря­мо­уголь­ной фор­мы с макс. воз­мож­ным уд­ли­не­ни­ем. Од­на­ко при слож­ной фор­ме кор­пу­са в мес­те ус­та­нов­ки С. р., с це­лью соз­да­ния еди­но­го удо­бо­об­те­кае­мо­го ком­плек­са (кор­пус – греб­ной винт – су­до­вой руль), фор­ма пе­ра ру­ля мо­жет быть дру­гой. Так­же в за­ви­си­мо­сти от осо­бен­но­стей фор­мы кор­пу­са С. р. мо­гут быть не­ба­лан­сир­ны­ми (ось бал­ле­ра про­хо­дит че­рез пе­ред­нюю часть пе­ра) или ба­лан­сир­ны­ми (ось бал­ле­ра сме­ща­ет­ся к сред­ней час­ти пе­ра).

Раз­ли­ча­ют С. р. под­вес­ные (опо­ры бал­ле­ра рас­по­ла­га­ют­ся толь­ко в кор­пу­се) или с под­пят­ни­ком, пред­став­ляю­щим со­бой до­пол­нит. опо­ру в ниж­ней час­ти пе­ра, что по­ни­жа­ет на­груз­ку на бал­лер и за­щи­ща­ет руль от по­вре­ж­де­ний при по­сад­ке на мель. Прак­ти­ка экс­плуа­та­ции су­дов по­ро­ди­ла мно­же­ст­во усо­вер­шен­ст­во­ва­ний С. р. Име­ют­ся С. р. с по­во­рот­ны­ми за­крыл­ка­ми, ру­ли с рас­кры­ваю­щи­ми­ся на­встре­чу по­то­ку перь­я­ми (по­вы­ша­ют тор­моз­ные ка­че­ст­ва суд­на), на реч­ных су­дах при­ме­ня­ют­ся мно­го­перь­е­вые ком­плек­сы с экс­цен­трич­но рас­по­ло­жен­ны­ми от­но­си­тель­но бал­ле­ра перья­ми. Ис­поль­зу­ют­ся С. р. с вер­ти­каль­но по­во­рот­ны­ми опус­каю­щи­ми­ся перь­я­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в вер­ти­каль­ных ни­шах под по­сто­ян­ным уг­лом ата­ки, ру­ли, шар­нир­но по­во­ра­чи­ваю­щие­ся от­но­си­тель­но го­ри­зон­таль­ных осей, и др.

Лит.: Спра­воч­ник по су­до­вым уст­рой­ст­вам. Л., 1975. Т. 1; Оку­нев М. М. Крат­кое ру­ко­во­дство тео­рии ко­раб­ле­строе­ния. СПб., 2012.

Вернуться к началу