Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУ́ДНО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 392-393

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

СУ́ДНО, пла­ву­чее со­ору­же­ние для пе­ре­воз­ки гру­зов и пас­са­жи­ров, вод­но­го про­мыс­ла, вы­пол­не­ния на­уч. и тех­нич. ра­бот, а так­же для спор­тив­ных со­стя­за­ний, от­ды­ха, ту­риз­ма и др. це­лей. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния С. де­лят­ся на гра­ж­дан­ские и во­ен­ные (ко­раб­ли). Гражд. С. под­раз­де­ля­ют­ся на транс­порт­ные, про­мы­сло­вые (см. Ры­бо­про­мы­сло­вые су­да), тех­нич., вспо­мо­гат. и спе­ци­аль­ные; отд. груп­пу со­став­ля­ют про­гу­лоч­ные и спор­тив­ные су­да. К транс­порт­ным С. от­но­сят­ся не­са­мо­ход­ные – бар­жи и са­мо­ход­ные – пас­са­жир­ские, гру­зо­пас­са­жир­ские, бук­сир­ные су­да, тол­ка­чи, а так­же гру­зо­вые – на­лив­ные (тан­ке­ры) и су­хо­груз­ные су­да; к тех­ни­че­ским – зем­ле­со­сные и зем­ле­чер­па­тель­ные сна­ря­ды, грун­то­от­воз­ные ша­лан­ды, С., об­слу­жи­ваю­щие об­ста­нов­ку пу­ти, и др. Груп­па вспо­мо­гат. С. вклю­ча­ет пор­то­вые бук­си­ры, спа­са­те­ли, ле­до­ко­лы, пла­ву­чие до­ки, пла­ву­чие кра­ны, де­бар­ка­де­ры и др.

С. – древ­ней­шее изо­бре­те­ние че­ло­ве­ка. К пер­вым С., по­стро­ен­ным че­ло­ве­ком, от­но­сят­ся боль­шие лод­ки, ко­то­рые об­ла­да­ли спо­соб­но­стью вы­пол­нять свои за­да­чи в ус­ло­ви­ях вет­ра и волн. За ты­ся­че­ле­тия С. про­шли путь от греб­ных су­дов, вё­сель­но-па­рус­ных и па­рус­ных су­дов до совр. ато­мо­хо­дов, су­дов на под­вод­ных крыль­ях, су­дов на воз­душ­ной по­душ­ке и эк­ра­но­пла­нов, со­че­таю­щих свой­ст­ва С. и гид­ро­са­мо­лё­тов.

Совр. С. долж­но об­ла­дать оп­ре­де­лён­ны­ми на­ви­гац. и экс­плуа­тац. ка­че­ст­ва­ми. Осн. ха­рак­те­ри­сти­ки: пла­ву­честь, ос­той­чи­вость, не­по­то­п­ляе­мость, ход­кость, управ­ляе­мость, плав­ность кач­ки (см. Мо­ре­ход­ные ка­че­ст­ва суд­на), во­до­из­ме­ще­ние, гру­зо­подъ­ём­ность, гру­зо- и пас­са­жи­ров­ме­сти­мость, ско­рость хо­да и ав­то­ном­ность пла­ва­ния. Гл. кон­ст­рук­тив­ны­ми час­тя­ми С. яв­ля­ют­ся: кор­пус суд­на, над­строй­ка, энер­ге­тич. ус­та­нов­ка и др. ме­ха­низ­мы ма­шин­но­го от­де­ле­ния, су­до­вые дви­жи­те­ли, су­до­вые уст­рой­ст­ва и сис­те­мы, элек­тро- и ра­дио­на­ви­га­ци­он­ное обо­ру­до­ва­ние. Энер­ге­тич. ус­та­нов­ка обыч­но со­сто­ит из гл. су­до­во­го дви­га­те­ля, вспо­мо­гат. ме­ха­низ­мов и ап­па­ра­тов разл. на­зна­че­ния. Су­до­вые уст­рой­ст­ва (якор­ное, швар­тов­ное, ру­ле­вое, бук­сир­ное, шлю­поч­ное и др.) обес­пе­чи­ва­ют управ­ле­ние суд­ном и его экс­плуа­та­цию. К су­до­вым сис­те­мам от­но­сят­ся про­ти­во­по­жар­ные, осу­ши­тель­ные, бал­ла­ст­ные, сис­те­мы во­до­снаб­же­ния, ото­пле­ния, вен­ти­ля­ции и т. п. На­ви­гац. обо­ру­до­ва­ние вклю­ча­ет су­до­вую элек­тро­стан­цию, обо­ру­до­ва­ние и при­бо­ры су­до­во­ж­де­ния (эхо­ло­ты, ра­дио­ло­ка­то­ры, ком­па­сы и др.), ра­дио­стан­ции, ра­дио­те­ле­фо­ны, су­до­вые те­ле­фон­ные стан­ции, пульт управ­ле­ния и т. д.

Осн. ма­те­риа­лом для кор­пу­са совр. С. слу­жит сталь. В ка­че­ст­ве су­до­строи­тель­ной ис­поль­зу­ют сталь, об­ла­даю­щую хо­ро­шей сва­ри­вае­мо­стью, пла­стич­но­стью, кор­ро­зи­он­ной стой­ко­стью и удар­ной вяз­ко­стью. Тол­щи­на сталь­ных лис­тов со­став­ля­ет от не­сколь­ких мил­ли­мет­ров у ма­лых су­дов до 40 мм и бо­лее у под­вод­ных ло­док. Лёг­кие спла­вы при­ме­ня­ют гл. обр. при строи­тель­ст­ве ско­ро­ст­ных су­дов; ог­ра­ни­чен­ное при­ме­не­ние (пре­им. для под­вод­ных ло­док) име­ет ти­тан.

По прин­ци­пу дви­же­ния С. под­раз­де­ля­ют­ся на пла­ваю­щие (во­до­из­ме­щаю­щие), ко­то­рые мо­гут быть над­вод­ны­ми или под­вод­ны­ми; глис­си­рую­щие (см. Глис­сер), на под­вод­ных крыль­ях, на возд. по­душ­ке (ске­го­вые и ам­фи­бий­ные) и эк­ра­но­пла­ны. У пла­ваю­щих С. вес суд­на урав­но­ве­ши­ва­ет­ся си­лой пла­ву­че­сти, рав­ной ве­су вы­тес­нен­ной во­ды; у глис­се­ров – гид­ро­ди­на­мич. си­ла­ми дав­ле­ния во­ды на дни­ще, ко­то­рые вы­тес­ня­ют кор­пус из во­ды.

В за­ви­си­мо­сти от ти­па су­до­вой энер­ге­тич. ус­та­нов­ки раз­ли­ча­ют па­ро­хо­ды, па­ро­тур­бо­хо­ды, те­п­ло­хо­ды (ди­зель­ные), га­зо­тур­бо­хо­ды и ато­мо­хо­ды. Пе­ре­да­ча энер­гии от дви­га­те­ля к дви­жи­те­лю мо­жет быть пря­мой че­рез ва­ло­про­вод или элек­три­че­ской (по схе­ме дви­га­тель–ге­не­ра­тор–элек­тро­дви­га­тель). Элек­трич. пе­ре­да­чи име­ют по­те­ри энер­гии до 10–15% и по­вы­шен­ную стои­мость, их при­ме­ня­ют толь­ко на су­дах с пе­ре­мен­ны­ми ре­жи­ма­ми ра­бо­ты (ле­до­ко­лы, рей­до­вые бук­си­ры-тол­ка­чи) или на ато­мо­хо­дах.

По ти­пу дви­жи­те­ля С. под­раз­де­ля­ют­ся на вин­то­вые (при­ме­ня­ют­ся греб­ные вин­ты или ком­плек­сы греб­ной винт – на­прав­ляю­щая на­сад­ка), ко­лёс­ные с бор­то­вы­ми или кор­мо­вы­ми ко­лёса­ми, с крыль­ча­ты­ми дви­жи­те­ля­ми, во­до­мёт­ные, с вин­то­вы­ми ко­лон­ка­ми, с возд. вин­та­ми, а так­же греб­ные, вё­сель­но-па­рус­ные, па­рус­ные и па­рус­но-мо­тор­ные. По рай­ону пла­ва­ния раз­ли­ча­ют С. внутр. пла­ва­ния, сме­шан­но­го (ре­ка–мо­ре) пла­ва­ния и мор. су­да.

Вернуться к началу