Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЕ́ФЕНСОН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 245

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СТЕ́ФЕНСОН (Stephenson) Джордж (9.6.1781, Уай­лам, граф­ст­во Нор­там­бер­ленд – 12.8.1848, Чес­тер­филд, граф­ст­во Дер­би­шир), англ. кон­ст­рук­тор и изо­бре­та­тель, по­ло­жив­ший на­ча­ло раз­ви­тию па­ро­во­го ж.-д. транс­пор­та. Ро­дил­ся в се­мье шах­тё­ра. С 14 лет ра­бо­тал по­мощ­ни­ком от­ца в уголь­ной шах­те. За­ни­ма­ясь са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем, в 18 лет при­об­рёл спе­ци­аль­ность ме­ха­ни­ка по па­ро­вым ма­ши­нам. С 1802 ра­бо­тал ма­ши­ни­стом, с 1812 – гл. ме­ха­ни­ком Кил­лин­гу­орт­ских ко­пей (Нор­там­бер­ленд). Изо­брёл уст­рой­ст­во па­ро­во­го ду­тья для кот­ла, руд­нич­ную лам­пу ори­ги­наль­ной кон­ст­рук­ции, по­лу­чив­шую назв. «лам­па Джор­ди» (1815).

С 1813 С. за­ни­мал­ся строи­тель­ст­вом па­ро­во­зов. В 1814–15 спро­ек­ти­ро­вал и по­стро­ил для руд­нич­ной рель­со­вой до­ро­ги пер­вый ра­бо­то­спо­соб­ный па­ро­воз «Блюхер», в ко­то­ром для соз­да­ния тя­го­во­го уси­лия ис­поль­зо­ва­лась си­ла тре­ния ме­ж­ду глад­ки­ми ко­лё­са­ми с ре­бор­да­ми и глад­ки­ми ме­тал­лич. рель­са­ми; в 1815–19 соз­дал ещё 16 ма­шин. В 1820–1822 ру­ко­во­дил строи­тель­ст­вом 13-ки­ло­мет­ро­вой ж.-д. вет­ки к руд­ни­ку Хет­тон, на ко­то­рой при­ме­ня­лась ком­би­ни­ров. тя­га: вниз со­став дви­гал­ся под дей­ст­ви­ем сил гра­ви­та­ции, на­верх – с по­мо­щью па­ро­во­го ло­ко­мо­ти­ва.

В 1818 С. (совм. с Н. Ву­дом) про­вёл пер­вые на­уч. ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти со­про­тив­ле­ния рель­со­во­го пу­ти от на­гру­зок и про­фи­ля рель­сов. В 1823 в Нью­кас­ле ос­но­вал пер­вый в ми­ре па­ро­во­зо­стро­ит. за­вод, на ко­то­ром был из­го­тов­лен па­ро­воз «Пе­ре­дви­же­ние» (1825; ср. ско­рость ок. 7,5 км/ч) для стро­ив­шей­ся под рук. С. же­лез­ной до­ро­ги Сток­тон – Дар­линг­тон, а за­тем па­ро­воз «Ра­ке­та» (1829; ско­рость до 50 км/ч) для же­лез­ной до­ро­ги ме­ж­ду Ман­че­сте­ром и Ли­вер­пу­лем (1826–30). С. впер­вые обос­но­вал не­об­хо­ди­мость со­ору­же­ния мос­тов, про­клад­ки тон­не­лей и воз­ве­де­ния ж.-д. на­сы­пей на уча­ст­ках с силь­ным на­кло­ном, был ини­циа­то­ром за­ме­ны ли­тых чу­гун­ных рель­сов на ко­ва­ные сталь­ные. В 1836 соз­дал в Лон­до­не про­ект­ную кон­то­ру, став­шую на­уч­но-тех­нич. цен­тром ж.-д. строи­тель­ст­ва в Ве­ли­ко­бри­та­нии и др. стра­нах. В 1847 ор­га­ни­зо­вал и воз­гла­вил Ин-т ин­же­не­ров-ме­ха­ни­ков.

Вернуться к началу