Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВИАНЕСУ́ЩИЙ КОРА́БЛЬ

Авторы: К. В. Захаров, А. А. Саркисов
Авианосец «Честер У. Нимиц».

АВИАНЕСУ́ЩИЙ КОРА́БЛЬ, обобщённое название кораблей различных классов и типов, имеющих на вооружении самолёты (вертолёты) и необходимые устройства для их размещения и боевого применения. К авианесущим кораблям, помимо авианосцев и вертолётоносцев, относится большая часть крейсеров, эскадренных миноносцев, фрегатов, противолодочных кораблей, в ВМС некоторых стран – десантные корабли, корабли управления и вспомогательные суда, имеющие на вооружении палубные самолёты и вертолёты. Крупнейшими современными авианесущими кораблями являются авианосцы, тяжёлые авианесущие крейсеры (ТАКР), противолодочные и десантные вертолётоносцы. Авиационно-технические средства современных авианесущих кораблей включают энергетическую установку, полётную палубу со средствами обеспечения взлёта и посадки ЛА, ангар, палубные средства технического обслуживания, помещения (погреба) хранения авиационного боезапаса, средства подготовки, транспортировки авиационного оружия, радиотехнические средства и др. Для обеспечения взлёта и посадки ЛА авианосцы, ТАКР и вертолётоносцы оборудованы специальной полётной палубой, другие виды авианесущих кораблей – взлётно-посадочными площадками. Запуск ЛА с авианесущего корабля осуществляется при помощи катапульт либо самостоятельно.

Авианосец, боевой надводный корабль, предназначенный для завоевания господства на море, выполнения наступательных и оборонительных задач на море посредством применения палубной авиации. Водоизмещение (полное) до 100 тыс. т и более, осадка – до 12 м, скорость свыше 30 узлов (55 км/ч), которая обеспечивается котлотурбинными или атомными энергетическими установками. Корпус авианосца выполнен в основном из стали. Для обеспечения необходимой площади полётной палубы и ангаров корпус над ватерлинией значительно увеличивается в ширину, что придаёт авианосцу его характерный облик. Полётная палуба имеет длину до 340 м, ширину до 80 м и более, защищена бронёй с противоскользящим абразивным покрытием и включает технические зоны, зоны взлёта, посадки ЛА, а также корабельные надстройки. Авиационное вооружение до 100 самолётов и вертолётов. По архитектурному типу (см. Корабельная архитектура) авианосцы могут быть гладкопалубными, а также высокобортными с т. н. островной надстройкой, смещённой к борту в средней части корабля. Для одновременного проведения взлёта и посадки посадочная палуба повёрнута на угол до 10о. Под полётной палубой расположены объёмные ангары (ангарная палуба с ангарами, занимающими 65–80% длины корабля и 25% его объёма), в которых располагаются не участвующие в полётах ЛА и ремонтируются самолёты и вертолёты. Перемещение ЛА из ангара на полётную палубу и наоборот происходит посредством специальных самолётоподъёмников, количество которых может достигать четырёх (на крупных авианосцах). Ниже ангаров могут располагаться машинные отделения и другие служебные помещения. Для того, чтобы обеспечить максимально возможную полезную площадь полётной палубы, командный мостик, антенны и радарные установки размещаются на так называемом «острове», единственном возвышении над палубой. «Остров», как правило, располагается по правому борту. Прочее оборудование располагается по бокам корпуса ниже уровня полётной палубы. Для увеличения количества ЛА на борту часть из них находится не в ангарах, а непосредственно на палубе. Экипаж авианосцев 4000–6000 чел. Авианосцы оснащены комплексами управления авиацией и некоторыми космическими системами, зенитными ракетными и артиллерийскими комплексами самообороны, радиоэлектронными комплексами обнаружения целей, управления оружием, радиоэлектронной борьбы, комплексами оповещения подводной, надводной и воздушной обстановки, взаимного обмена информацией и др. Авианосцы действуют в составе авианосных многоцелевых групп, которые могут сводиться в авианосные ударные соединения.

По назначению авианосцы разделяются на противолодочные, многоцелевые, а также тяжёлые авианесущие крейсеры (ТАКР).

Противолодочные авианосцы (водоизмещение 13 – 20 тыс. т) – для поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ); обеспечивают базирование 10–18 противолодочных ЛА, в носовой части могут иметь «трамплин» для взлёта самолётов с укороченным разбегом.

Многоцелевые авианосцы (водоизмещение до 95 тыс. т и более) – для нанесения ударов по соединениям кораблей, конвоям, десантным отрядам, объектам на побережье и в глубине территории противника, поиска и уничтожения подводных лодок, авиационного обеспечения десантов и сухопутных войск на приморских направлениях, завоевания господства в воздухе, блокады морских районов и проливных зон. Вооружение до 100 ЛА различного назначения, зенитно-ракетные комплексы малой и средней дальности, многоствольные системы малого калибра, более 20 радиолокационных станций различных типов и назначения, системы сбора и обработки информации, управления оружием и др. Тяжёлые авианесущие крейсеры (ТАКР), водоизмещение до 60 тыс. т и более, предназначены для обеспечения боевой устойчивости корабельных группировок ВМФ от средств воздушного нападения и ПЛ. Вооружение ок. 50 ЛА различного назначения, противокорабельные ракетные и зенитно-ракетные комплексы, ракетно-артиллерийский комплекс ближней противоракетной обороны и др.

Вертолётоносец, боевой надводный корабль, предназначенный для решения наступательных и оборонительных задач на море путём применения палубных вертолётов. По типу вертолётов, базирующихся на вертолётоносце, различают десантные и противолодочные. Десантные вертолётоносцы (десантно-вертолётные корабли-доки, универсальные десантные корабли, плавучие базы вертолётов и др.) – авианесущие корабли для транспортировки и высадки с помощью вертолётов морских десантов, а также разминирования водных акваторий с использованием вертолётов-тральщиков. Например, на универсальных десантных кораблях-вертолётоносцах «Мистраль» (Mistral, Франция) могут одновременно располагаться: 16 многоцелевых вертолётов класса NHI NH90 или ударных вертолётов класса Eurocopter Tiger; 4 десантные баржи; до 70 боевых машин, в том числе 13 основных танков типа AMX-56 Leclerc или танковый батальон, включающий 40 танков типа Leclerc и 450 солдат (кратковременно до 900 чел.). Для вертолётов предусмотрен ангар площадью 1800 м2. Противолодочные вертолётоносцы оснащены средствами поиска ПЛ и противолодочным оружием.

Историческая справка

Впервые суда для перевозки и использования ЛА стали применять в кон. 19 – нач. 20 вв. В состав французского и российского флотов в 1895–1904 входили корабли, оборудованные привязными аэростатами. В 1-ю мировую войну в составе флотов воевавших стран появились т. н. авиатранспорты (гидроавиатранспорты) – суда, оборудованные ангарами для хранения гидросамолётов и устройствами для их спуска на воду и подъёма (поднимали на борт до 12 самолётов). В России к 1915 под авиатранспорты переоборудованы 4 парохода и крейсер «Алмаз».

Как новый класс надводных кораблей авианосцы появились в конце 1-й мировой войны в британском флоте. Первоначально они рассматривались как дополнение к основным силам флота. Первым кораблём, приспособленным для использования самолётов с колёсным шасси, стал английский линейный крейсер «Фьюриэс», на котором в 1917 вместо носовых орудийных башен была оборудована взлётная площадка, а в 1918 в кормовой части построена посадочная площадка с ангаром. Первым авианосцем со сплошной полётной палубой, пригодной для взлёта и посадки самолётов, стал переоборудованный из грузопассажирского парохода английский авианосец «Аргус» (1918). После 1-й мировой войны Великобритания, Франция, США и Япония продолжали строительство авианосцев по специальным проектам и за счёт переоборудования недостроенных линкоров и линейных крейсеров. Для запуска самолётов на кораблях и судах стали устанавливать паровые и пневматические катапульты. Боевые корабли других классов (линкоры, крейсера и некоторые японские подводные лодки) в 1920-х – начале 1950-х гг. оснащались бортовыми гидросамолётами, предназначенными для разведки и корректировки огня, и таким образом становились авианесущими. В 1920-е гг. самолётами начали оснащаться суда гражданского назначения. Почтовые гидросамолёты были установлены на американском лайнере «Левиафан» (1927), французском лайнере «Иль-де-Франс» (1928), германских лайнерах «Бремен» (1929) и «Европа» (1930), курсировавших по трансатлантическим линиям. К началу 2-й мировой войны в строю английского, французского, американского и японского флотов было 19 авианосцев, в ходе войны построено и вступило в строй 169. Авианосцы в зависимости от водоизмещения и предназначения делились на тяжёлые, лёгкие, эскортные (конвойные). Тяжёлые авианосцы (водоизмещение до 55 тыс. т)  – для авиаударов по кораблям и береговым целям противника (несли 65–100 самолётов; к ним относились американские «Йорктаун», «Эссекс»; японские «Сорю», «Сёкаку»; английский «Имплекебл»). Лёгкие авианосцы (водоизмещение до 20 тыс. т) – для противовоздушной и противолодочной обороны сил флота (25–50 самолётов; американский «Индепенденс», японский «Сёхо», английский «Колоссус»). Эскортные авианосцы – для противолодочной и противовоздушной защиты конвоев (напр., американский «Касабланка»). После 2-й мировой войны эти типы авианосцев выведены из боевого состава.

Техническому совершенствованию авианосцев способствовало их успешное применение в Тихоокеанских кампаниях 1941–45, в которых авианосцы стали основной ударной силой флота. В 1943–44 начались опыты по установке и использованию вертолётов на борту боевых кораблей и судов. В 1955–56 в составе ВМС США появились первые десантные вертолётоносцы, переоборудованные из конвойных авианосцев. В начале 1960-х гг. в состав ВМФ СССР, ВМС Великобритании, Франции и Италии вошли противолодочные крейсера-вертолётоносцы. С 1950-х гг. на авианосцах базируются самолёты – носители ядерного оружия. В сер. 1960-х гг. в СССР и Великобритании созданы самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП), принятые в 1970-х гг. на вооружение авианесущих кораблей. В СССР это привело к развитию нового класса кораблей – ТАКР («Киев», «Новороссийск» и др.). В 1961 в состав ВМС США вошёл первый атомный авианосец «Энтерпрайз», в 1975 – атомный авианосец «Честер У. Нимиц», первый корабль наиболее многочисленной серии атомных авианосцев (к 1998 построено 8 кораблей). Последней разработкой проекта «Нимиц» стал авианосец в честь 41-го президента Соединённых Штатов Америки – Джорджа Буша. В 2009 принят на вооружение. На сегодняшний день это один из самых больших и мощных авианосцев в мире (водоизмещение до 110 тыс. т, длина около 333 м, ширина (максимальная) полётной палубы более до 78 м, осадка 11,3 м; скорость –  30 узлов (ок. 55 км/ч); вооружение – 64 самолёта (включая 48 ударных и 16 самолётов поддержки) и 26 вертолётов палубного базирования; команда – экипаж 3200 чел. + авиакрыло 2480 чел.; основная энергетическая установка корабля включает два водо-водяных атомных реактора, каждый из которых питает по 2 турбины).

Гладкопалубные авианесущие корабли (напр., американские авианосцы типов «Энтерпрайз» и «Нимиц», французский авианосец «Шарль де Голль») предназначены для базирования самолётов горизонтального взлёта, для их подъёма в воздух используются паровые катапульты, разгоняющие самолёты до скорости 280–320 км/ч на участке 75–95 м за время 2–2,5 с и способные обеспечить взлёт самолётов с интервалом в 30 с. Некоторые авианосцы не использует катапульты для самолётов горизонтального взлёта и оборудованы трамплином для облегчения взлёта (напр., крупнейший авианесущий корабль ВМФ РФ – ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), что объясняется использованием самолётов только с высокой тяговооружённостью и укороченного взлёта (напр., самолёты Су-33, МиГ-29К). Для торможения при посадке применяется тросовый аэрофинишёр. Для автоматического управления посадкой самолётов используется радиотехническая система посадки. Для визуальной посадки применяется палубная светооптическая система посадки.

Противолодочные вертолётоносцы (крейсера) ВМС Великобритании, Италии и Франции имеют водоизмещение от 15 до 40 тыс. т, несут 20–32 противолодочных вертолёта. Десантные вертолётоносцы (универсальные десантные корабли) входят в состав ВМС США (водоизмещение до 40,5 тыс. т; до 42 вертолётов и до 10 самолётов вертикального взлёта и посадки, до 1800 чел. с вооружением).

Перспективы развития

В начале 21 в. авианосцы находятся в строю ВМС 9 стран мира, из них наибольшим числом авианосцев располагают США, что даёт им возможность поддерживать военно-политическое присутствие практически по всему миру. В США построен первый и планируется постройка ещё двух многоцелевых атомных авианосцев проекта «Джералд Форд», постройка которых ведётся с 2009. Эти авианосцы созданы как улучшенная версия авианосцев типа «Нимиц» и отличаются от них высокой степенью автоматизации, сокращённым экипажем, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении (основные технические характеристики: водоизмещение ок. 100 тыс. т; длина 337 м, ширина 78 м, осадка 7,8 м; двигатели – 2 ядерных реактора; скорость более 30 узлов максимальная; экипаж 2500 – 2700 чел.).

Великобритания планирует постройку и эксплуатацию авианосца «Куин Элизабет» на начало 2017. В отличие от большинства крупных авианосцев, он не оснащён катапультами и тормозными тросами. Рассчитан на использование самолётов укороченного взлёта и вертикальной посадки (V/STOL). Авиакрыло, базирующееся на корабле, будет состоять из истребителей-бомбардировщиков F-35B Lightning II и вертолётов Merlin (основные технические характеристики: водоизмещение ок. 70,6 тыс. т; длина 284 м, ширина 73 м, осадка 11 м; двигатели – 2 газовые турбины по 36 МВт, 2 двухвальных электрических двигателя по 30 МВт, 2 вспомогательных дизель-генератора по 7 МВт; скорость до 25 узлов максимальная; экипаж 1600 – 1700 чел.)

В России представлена демонстрационная модель строится многоцелевого тяжёлого атомного авианосца (проект 23000 Е «Шторм»). Впервые масштабная модель многоцелевого авианосца (основные технические характеристики: водоизмещение ок. 90–100 тыс. т; длина 330 м, ширина 40 м, осадка 11 м; экипаж 4000 – 5000 чел.) была продемонстрирована специалистам на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013. Для широкой публики модель авианосца впервые была показана на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», прошедшем в городе Кубинка в июне 2015.

Лит.: Боевое использование авианосцев. М., 1973; Белавин Н. И. Авианесущие корабли. М., 1990; Никольский М. В. Современные авианосцы. М., 2001; Шунков В. Н. Авианесущие корабли и морская авиация. М., 2003; Бешанов В. В. Энциклопедия авианосцев. М., 2003.

  • АВИАНЕСУ́ЩИЙ КОРА́БЛЬ общее название кораблей разл. классов и типов, способных обеспечить базирование летат. аппаратов и использование их для выполнения широкого круга задач (2005)
Вернуться к началу