Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́ЛЬСЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 378

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РЕ́ЛЬСЫ (от англ. rails, мн. ч. от rail – рельс, от лат. regula – пря­мая пал­ка, бру­сок), сталь­ные бал­ки спец. се­че­ния, ук­ла­ды­вае­мые на шпа­лах или др. опо­рах для дви­же­ния ж.-д. или гор. под­виж­но­го со­ста­ва (по­ез­дов, дре­зин, трам­ва­ев), пе­ре­дви­же­ния гру­зо­подъ­ём­ных кра­нов, ва­го­не­ток в шах­тах и на карь­е­рах и др.

Пер­вые ме­тал­лич. Р. из­го­тов­ле­ны в Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1767. В Рос­сии чу­гун­ные Р. для руд­нич­ных и за­во­дских пу­тей от­ли­ты на Алек­сан­д­ров­ском пу­шеч­ном за­во­де (Пет­ро­за­водск) в 1788. Во 2-й пол. 19 в. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ка­та­ные сталь­ные Р. (в Рос­сии из­го­тов­ля­лись, напр., на Пу­ти­лов­ском за­во­де в С.-Пе­тер­бур­ге).

На ж.-д. транс­пор­те Р. яв­ля­ют­ся осн. эле­мен­та­ми верх­не­го строе­ния пу­ти; на­прав­ля­ют хо­до­вые час­ти ло­ко­мо­ти­вов и ва­го­нов, пе­ре­да­ют дав­ле­ние от ко­лёс на под­рель­со­вое ос­но­ва­ние, обес­пе­чи­ва­ют по­верх­ность наи­мень­ше­го со­про­тив­ле­ния ка­че­нию ко­лёс под­виж­но­го со­ста­ва. Ж.-д. Р. пред­став­ля­ют со­бой фа­сон­ные про­фи­ли с тре­мя осн. эле­мен­та­ми: го­лов­кой, шей­кой и по­дош­вой. Луч­шей фор­мой бал­ки, ра­бо­таю­щей на из­гиб, яв­ля­ет­ся дву­тавр, верх­няя пол­ка ко­то­ро­го транс­фор­ми­ро­ва­на в рель­со­вую го­лов­ку. Про­филь Р. дол­жен быть удоб­ным для раз­ме­ще­ния рель­со­вых скре­п­ле­ний, со­еди­няю­щих Р. с ос­но­ва­ни­ем и ме­ж­ду со­бой в сты­ках. Р. обыч­но ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ли­ней­ной плот­но­стью, ок­руг­лён­ное зна­че­ние ко­то­рой (в кг/м) ука­зы­ва­ет­ся при их обо­зна­че­нии (напр., Р50, Р65, Р75). В ка­че­ст­ве ма­те­риа­ла Р. ис­поль­зу­ет­ся уг­ле­ро­ди­стая сталь. При­сут­ст­вие в ста­ли со­еди­не­ний уг­ле­ро­да по­вы­ша­ет её твёр­дость и ус­той­чи­вость к из­но­су.

Трам­вай­ные Р. име­ют, как пра­ви­ло, же­лоб­ча­тый про­филь и бо́льшие (по срав­не­нию с же­лез­но­до­рож­ны­ми Р.) вы­со­ту и пло­щадь по­пе­реч­но­го се­че­ния. Для трам­вай­ных ли­ний вы­пус­ка­ют Р. дли­ной 15–18 м. При ук­лад­ке их со­единя­ют обыч­но свар­кой. Для руд­нич­но­го транс­пор­та, пе­ре­движ­ных гру­зо­подъ­ём­ных кра­нов и т. п. ис­поль­зу­ют Р. бо­лее лёг­кие, чем для ж.-д. под­виж­но­го со­ста­ва, в не­ко­то­рых слу­ча­ях – спец. про­фи­ля.

См. так­же Мо­но­рель­со­вая же­лез­ная до­ро­га.

Вернуться к началу