Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАДИОСВЯ́ЗЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 149

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Мишенков

РАДИОСВЯ́ЗЬ, элек­тро­связь, осу­ще­ст­в­ляе­мая по­сред­ст­вом ра­дио­волн. В пунк­те пе­ре­да­чи с по­мо­щью ра­дио­пе­ре­дат­чи­ка и ан­тен­ны фор­ми­ру­ют­ся вы­со­ко­час­тот­ные элек­тро­маг­нит­ные ко­ле­ба­ния, про­мо­ду­ли­ро­ван­ные по ам­пли­ту­де, час­то­те или фа­зе в со­от­вет­ст­вии с пе­ре­да­вае­мым со­об­ще­ни­ем (ра­дио­сиг­на­лы); в пунк­те приё­ма ра­дио­сиг­на­лы дос­ти­га­ют при­ём­ной ан­тен­ны и по­сту­па­ют в ра­дио­при­ём­ник, где уси­ли­ва­ют­ся и из них вы­де­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мая ин­фор­ма­ция. Ли­нии Р. ис­поль­зу­ют для пе­ре­да­чи те­ле­фон­ных (ре­че­вых) со­об­ще­ний, те­ле­грамм, фак­си­ми­ле, циф­ро­вой ин­фор­ма­ции, ра­дио­ве­щат. и те­ле­виз. про­грамм.

В за­ви­си­мо­сти от ви­да пе­ре­да­вае­мой ин­фор­ма­ции, её на­зна­че­ния, раз­ме­ще­ния пе­ре­даю­ще­го и при­ём­но­го пунк­тов Р. раз­де­ле­на Ме­ж­ду­нар. сою­зом элек­тро­свя­зи (в со­от­вет­ст­вии с при­ня­тым рег­ла­мен­том ра­дио­свя­зи) на 45 служб (в т. ч. фик­си­ро­ван­ная и под­виж­ная, су­хо­пут­ная, мор­ская, воз­душ­ная, ра­дио­ве­ща­тель­ная, ра­дио­ло­ка­ци­он­ная, ра­дио­ас­тро­но­мич. и ра­дио­лю­би­тель­ская). Все ра­дио­служ­бы ис­поль­зу­ют разл. уча­ст­ки спек­тра ра­дио­волн (в диа­па­зо­не 3 кГц – 3 ТГц), оп­ре­де­ляе­мые ме­ж­ду­нар. со­глаше­ния­ми. С мо­мен­та де­мон­ст­ра­ции А. С. По­по­вым в 1895 пер­вой прак­тич. ли­нии Р. ко­ли­че­ст­во поль­зо­ва­те­лей ра­дио­спек­тром уве­ли­чи­лось в мил­лио­ны раз и про­дол­жа­ет не­ук­лон­но рас­ти. Де­фи­цит дос­туп­ных ра­дио­час­тот обу­слов­ли­ва­ет не­об­хо­ди­мость со­вер­шен­ст­во­ва­ния обо­ру­до­ва­ния ра­дио­стан­ций, улуч­ше­ния ра­бо­чих ха­рак­те­ри­стик, а так­же по­ис­ка но­вых прин­ци­пов по­строе­ния ра­дио­свя­зи.

Макс. мощ­ность совр. ра­дио­пе­ре­дат­чи­ков, как пра­ви­ло, со­став­ля­ет де­сят­ки МВт. Даль­ней­шее уве­ли­че­ние мощ­но­сти пе­ре­да­вае­мых сиг­на­лов не­же­ла­тель­но, т. к. при этом су­ще­ст­вен­но воз­рас­та­ют ве­ро­ят­ность раз­ру­ше­ния ио­но­сфер­ных сло­ёв, влия­ние не­ли­ней­но­сти сре­ды рас­про­стра­не­ния, что мо­жет при­вес­ти к пе­ре­ры­вам Р., зна­чит. по­вы­ше­нию уров­ня шу­мов в ка­на­лах свя­зи и ис­ка­же­нию пе­ре­да­вае­мой ин­фор­ма­ции (см. По­ме­хи). По­вы­ше­ние чув­ст­ви­тель­но­сти ра­дио­при­ём­ни­ков (оп­ре­де­ляе­мой те­п­ло­вы­ми шу­ма­ми вход­ных уст­ройств) дос­ти­га­ют при­ме­не­ни­ем ме­то­дов циф­ро­вой об­ра­бот­ки сиг­на­лов, по­зво­ляю­щей вы­де­лять сиг­на­лы, зна­че­ния ко­то­рых ле­жат ни­же по­мех.

Наи­бо­лее эф­фек­тив­ный ме­тод уве­ли­че­ния про­пу­ск­ной спо­соб­но­сти эфи­ра – со­то­вое по­строе­ние се­ти Р. (см. Со­то­вая связь). Cовр. об­ще­ст­во не­воз­мож­но пред­ста­вить без мо­биль­ной свя­зи, ко­то­рая осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по­сред­ст­вом ра­дио; про­гно­зи­ру­ет­ся, что, по­ми­мо свя­зей «че­ло­век – че­ло­век», во мно­го раз воз­рас­тёт ко­ли­че­ст­во свя­зей «ма­ши­на – ма­шина». Напр., со­стоя­ние осн. аг­ре­га­тов ав­то­мо­би­ля бу­дет пе­ре­да­вать­ся в сер­вис­ные цен­тры во вре­мя дви­же­ния, что долж­но рез­ко под­нять без­от­каз­ность ав­то­мо­би­ля, а сле­до­ва­тель­но, и безо­пас­ность до­рож­но­го дви­же­ния. Удов­ле­тво­рить ка­че­ст­вен­но воз­рос­шие по­треб­но­сти в мо­биль­ной Р. в пре­де­лах ис­поль­зуе­мых час­тот­ных по­лос ра­дио­спек­тра мож­но по­сред­ст­вом мик­ро­со­то­вых сис­тем свя­зи с диа­мет­ром ра­дио­зон (сот) в не­сколь­ко де­сят­ков мет­ров и раз­ветв­лён­ной се­ти во­ло­кон­но-оп­тич. ли­ний свя­зи (за счёт глу­бо­кой кон­вер­ген­ции се­тей Р. и оп­тич. свя­зи по стек­лян­но­му во­лок­ну). Не­об­хо­ди­мы так­же спец. ан­тен­ные сис­те­мы, ог­ра­ни­чи­ваю­щие из­лу­че­ние за пре­де­ла­ми со­ты.

Вернуться к началу