Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПУТЕВЫ́Е МАШИ́НЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 5

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПУТЕВЫ́Е МАШИ́НЫ, пред­на­зна­че­ны для строи­тель­ст­ва же­лез­но­до­рож­но­го пу­ти, его ре­мон­та и об­слу­жи­ва­ния. П. м. вы­пол­ня­ют­ся на ж.-д. (рель­со­вом) ли­бо (ре­же) гу­се­нич­ном или ком­би­ни­ро­ван­ном (ко­лёс­но- и гу­се­нич­но-рель­со­вом) хо­ду. К осн. П. м. от­но­сят­ся: пу­те­ук­лад­чи­ки – при­ме­ня­ют­ся для транс­пор­ти­ров­ки и ук­лад­ки рель­сошпаль­ной ре­шёт­ки ж.-д. пу­ти; элек­тро­бал­ла­стё­ры – слу­жат для подъ­ё­ма, сдвиж­ки (рих­тов­ки) и уст­ра­не­ния пе­ре­ко­сов рель­сошпаль­ной ре­шёт­ки, до­зи­ров­ки бал­ла­ста при от­сып­ке его в ж.-д. путь, а так­же для пла­ни­ров­ки от­ко­сов; вы­пра­воч­но-под­би­воч­но-рих­то­воч­ные и вы­пра­воч­но-под­би­воч­но-от­де­лоч­ные ма­ши­ны – для ме­ха­ни­зир. вы­прав­ки ж.-д. пу­ти, под­бив­ки (уп­лот­не­ния) бал­ла­ста под шпа­ла­ми, от­дел­ки от­ко­сов бал­ла­ст­ной приз­мы (при не­боль­ших объ­ё­мах ра­бот и раз­бро­сан­но­сти объ­ек­тов подъ­ём, ук­лад­ку на бал­ласт пу­те­вой ре­шёт­ки и вы­прав­ку ж.-д. пу­ти осу­ще­ст­в­ля­ют пу­те­подъ­ём­ни­ки, а до­зи­ров­ку, по­да­чу и уп­лот­не­ние бал­ла­ста, пла­ни­ров­ку бал­ла­ст­ной приз­мы – трак­тор­ные до­зи­ров­щи­ки и шпа­ло­под­би­воч­ные ма­ши­ны). Для зем­ля­ных ра­бот (на­рез­ки кю­ве­тов вдоль ж.-д. по­лот­на, срез­ки обо­чин, раз­ра­бот­ки от­ко­сов вы­ем­ки), а так­же очи­ст­ки пу­тей от сне­га на стан­ци­ях и пе­ре­го­нах слу­жат пу­те­вые стру­ги, для очи­ст­ки кю­ве­тов – кю­ве­то­очи­стит. ма­ши­ны. Пу­те­убо­роч­ные ма­ши­ны ис­поль­зу­ют не толь­ко для убор­ки ж.-д. пу­ти от шла­ка, му­со­ра, сне­га и т. п., но и для скол­ки льда, уг­луб­ле­ния ме­ж­ду­пу­тий, под­бо­ра «сплы­вов» грун­та с от­ко­сов вы­емок и ко­со­го­ров. Для уст­рой­ст­ва за­кры­то­го про­доль­но­го и по­пе­реч­но­го дре­на­жа зем­ля­но­го по­лот­на на уча­ст­ках, тре­бую­щих осу­ше­ния, при строи­тель­ст­ве и ре­мон­те ж.-д. пу­ти при­ме­ня­ют дре­наж­ные П. м. Очи­ст­ку бал­ла­ста от за­гряз­не­ний про­из­во­дят с по­мо­щью щеб­не­о­чи­стит. ма­шин.

К П. м. от­но­сят­ся так­же обо­ру­до­ва­ние для свар­ки рель­сов в длин­ные пле­ти, ук­ла­ды­вае­мые на бес­сты­ко­вом пу­ти, – рель­со­сва­роч­ные ма­ши­ны, ме­ха­низ­мы и ма­ши­ны для шли­фов­ки швов и вы­прав­ки рель­сов и др. При экс­плуа­та­ции ж.-д. пу­ти про­во­дят про­вер­ку его со­стоя­ния с по­мо­щью кон­троль­но-из­ме­рит. уст­ройств и ма­шин (пу­те­из­ме­ри­тель­ные и де­фек­то­скоп­ные ва­го­ны и те­леж­ки). Под­го­тов­ку рель­сов к де­фек­то­ско­пии осу­ще­ст­в­ля­ют рель­со­очи­стит. ма­ши­ны. При вы­пол­не­нии пу­те­вых ра­бот ис­поль­зу­ют так­же подъ­ём­ные кра­ны, буль­до­зе­ры, лен­точ­ные кон­вей­е­ры.

Раз­ли­ча­ют ав­то­ном­ные П. м., имею­щие энер­ге­тич. ба­зу, к ко­то­рой под­клю­ча­ют­ся все дви­га­те­ли ма­ши­ны (пу­те­ук­лад­чик, шпа­ло­под­би­воч­ная ма­ши­на и др.), и не­ав­то­ном­ные П. м., у ко­то­рых энер­ге­тич. ус­та­нов­ка от­сут­ст­ву­ет и элек­трич. энер­гия или энер­гия сжа­то­го воз­ду­ха по­сту­па­ет к ра­бо­чим ор­га­нам П. м. от ло­ко­мо­ти­ва (напр., щеб­не­о­чи­стит. ма­ши­на, пу­те­вой струг). По спо­со­бу пе­ре­дви­же­ния в ра­бо­чем со­стоя­нии П. м. мо­гут быть са­мо­ход­ны­ми (напр., сне­го­убо­роч­ные ма­ши­ны) и не­са­мо­ход­ны­ми (элек­тро­бал­ла­стёр, струг, щеб­не­о­чи­стит. ма­ши­на). Раз­ли­ча­ют П. м. с элек­три­че­ским, пнев­ма­тич. и гид­рав­лич. при­во­дом ра­бо­чих ор­га­нов, а так­же с при­во­дом от дви­га­те­ля внутр. сго­ра­ния че­рез ме­ха­нич. пе­ре­да­чу. По спо­со­бу вы­пол­не­ния ра­бот П. м. раз­де­ля­ют на ма­ши­ны тя­жё­ло­го ти­па – не­съём­ные с ж.-д. пу­ти, ра­бо­таю­щие при за­кры­том для дви­же­ния по­ез­дов ж.-д. пе­ре­го­не (напр., струг, пу­те­ук­лад­чик, щеб­не­о­чи­сти­тель­ная и сне­го­убо­роч­ная ма­ши­ны), и лёг­ко­го ти­па, ко­то­рые для про­пус­ка под­виж­но­го со­ста­ва сни­ма­ют­ся с пу­ти (элек­тро­стан­ции, мо­то­дре­зи­ны, шпа­ло­под­би­воч­ная ма­ши­на и др.).

Пер­вые П. м. на­ча­ли при­ме­нять­ся в 18 в.; в Рос­сии их ис­поль­зо­ва­ли при строи­тель­ст­ве и об­слу­жи­ва­нии пер­вых руд­нич­ных рель­со­вых до­рог. С кон. 1840-х гг. на ж. д. С.-Пе­тер­бург – Мо­ск­ва для очи­ст­ки пу­тей от сне­га ра­бо­тал па­ро­воз, обо­ру­до­ван­ный плу­гом; в 1860-х гг. для от­сып­ки бал­ла­ста в ж.-д. путь ста­ли при­ме­нять са­мо­раз­гру­жаю­щие­ся ва­го­ны; в 1870–80-х гг. по­строе­ны пер­вые отеч. сне­го­очи­сти­те­ли и ва­гон-пу­те­из­ме­ри­тель с ме­ха­нич. за­пи­сью со­стоя­ния пу­ти. Ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние П. м. на отеч. же­лез­ных до­рогах на­ча­лось в 1930-е гг., ко­гда бы­ли соз­да­ны пер­вые бал­ла­стё­ры, пу­те­вые стру­ги, сне­го­убо­роч­ные ма­ши­ны, пу­те­ук­лад­чи­ки на ж.-д. хо­ду и др.

Лит.: Пу­те­вые ма­ши­ны. М., 2000.

Вернуться к началу