Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОМЫ́ШЛЕННЫЙ ТРА́НСПОРТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 598-599

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Андреева, А. А. Зенкин

ПРОМЫ́ШЛЕННЫЙ ТРА́НСПОРТ, транс­порт­ные сред­ст­ва, пред­на­зна­чен­ные для об­слу­жи­ва­ния про­из­водств. про­цес­сов, пе­ре­ме­ще­ния то­п­ли­ва, сы­рья, по­лу­фаб­ри­ка­тов, обо­ру­до­ва­ния, го­то­вой про­дук­ции и от­хо­дов про­из-ва; часть ин­фра­струк­ту­ры пред­при­ятия. По функ­цио­наль­но­му на­зна­че­нию под­раз­де­ля­ет­ся на внут­ри­про­из­вод­ст­вен­ный, обес­пе­чи­ваю­щий внут­ри­це­хо­вые и внут­ри­за­вод­ские пе­ре­воз­ки, и внеш­ний, осу­ще­ст­в­ляю­щий дос­тав­ку гру­зов и вы­воз го­то­вой про­дук­ции для пе­ре­да­чи на ма­ги­ст­ральный транс­порт. Об­слу­жи­ва­ет пром. и с.-х. пред­при­ятия, объ­ек­ты строи­тель­ст­ва, уч­ре­ж­де­ния и ор­га­ни­за­ции внут­ри этих пред­при­ятий. В ком­плекс П. т. вхо­дит транс­порт пе­рио­ди­че­ско­го (ж.-д., вод­ный, ав­то­мо­биль­ный, мо­но­рель­со­вый, на­поль­ный без­рель­со­вый и др.) и не­пре­рыв­но­го (кон­вей­ер­ный, тру­бо­про­вод­ный, ка­нат­но-под­вес­ной) дей­ст­вия, а так­же ме­ха­низ­мы и со­ору­же­ния пром. пред­при­ятий, обес­пе­чи­ваю­щие ра­бо­ту П. т., напр. подъ­ём­но-транс­порт­ные и по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ные ма­ши­ны, в т. ч. гру­зо­подъ­ём­ные кра­ны, пнев­мо­пе­рег­ру­жа­те­ли, транс­порт­ные зда­ния (де­по, га­ра­жи, ре­монт­ные мас­тер­ские) и со­ору­же­ния (пу­ти, до­ро­ги, при­ча­лы, эс­та­ка­ды, га­ле­реи и др.).

На ж.-д. П. т. при­ме­ня­ют­ся те­п­ло­во­зы, элек­тро­во­зы (в т. ч. с ав­то­ном­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми пи­та­ния), тя­го­вые аг­ре­га­ты (двух- или трёх­сек­ци­он­ные ло­ко­мо­ти­вы, со­стоя­щие из элек­тро­во­за управ­ле­ния и од­но­го-двух ва­го­нов-са­мо­сва­лов); для пе­ре­воз­ки гру­зов ис­поль­зу­ют гру­зо­вые ва­го­ны, в т. ч. плат­фор­мы, думп­ка­ры, хоп­пе­ры, цис­тер­ны. Вод­ный П. т. пред­став­лен гру­зо­вы­ми су­да­ми, ав­то­мо­биль­ный – гру­зо­вы­ми ав­то­мо­би­ля­ми. В разл. от­рас­лях пром-сти на пред­при­яти­ях для внутр. и внеш­них пе­ре­во­зок ис­поль­зу­ют­ся так­же ко­лёс­ные и гу­се­нич­ные трак­тор­ные са­мо­сва­лы, гру­зо­вые трол­лей­во­зы, трей­ле­ры и пр. Мо­но­рель­со­вый транс­порт (элек­трич. та­ли, под­вес­ные элек­тро­тя­га­чи и элек­тро­те­леж­ки) при­ме­ня­ет­ся гл. обр. в ка­че­ст­ве внут­ри- и меж­це­хо­во­го П. т.; на­поль­ный без­рель­со­вый транс­порт ис­поль­зу­ют в ка­че­ст­ве внут­ри­це­хо­во­го (элект­ро­ка­ры, элек­тро­по­груз­чи­ки, на­поль­ные шта­бе­лё­ры) и меж­це­хо­во­го (ав­то­по­груз­чи­ки, ав­то- и элек­тро­тя­га­чи с при­цеп­ны­ми те­леж­ка­ми). Не­пре­рыв­ный транс­порт ис­поль­зу­ет­ся для внутр. и внеш­них пе­ре­во­зок гру­зов; напр., ка­нат­но-под­вес­ной дос­тав­ля­ет по­лез­ные ис­ко­пае­мые от мест до­бы­чи к пунк­там по­треб­ле­ния или пе­ре­да­чи на др. ви­ды транс­пор­та, а пу­стую по­ро­ду в от­вал; пнев­ма­ти­че­ский пред­на­зна­чен для транс­пор­ти­ров­ки на не­боль­шие рас­стоя­ния пы­ле­вид­ных, зер­ни­стых и мел­ко­кус­ко­вых гру­зов с по­мо­щью воз­ду­ха или др. га­за; гид­рав­ли­че­ский пе­ре­ме­ща­ет гру­зы (уголь, гли­ну, кон­цен­тра­ты, пе­сок) из шахт и карь­е­ров в ви­де гид­ро­сме­си (пуль­пы) в тру­бо­про­во­дах на обо­га­тит. фаб­ри­ки или пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие пред­при­ятия и за­тем на др. пред­при­ятия для даль­ней­ше­го про­из-ва, ути­ли­за­ции или на стро­ит. объ­ек­ты.

Вы­бор ви­да П. т. про­из­во­дит­ся на ос­но­ве тех­ни­ко-эко­но­мич. рас­чё­тов в за­ви­си­мо­сти от гру­зо­по­то­ка, даль­но­сти пе­ре­во­зок, рель­е­фа ме­ст­но­сти и пр.

См. так­же Кон­вей­ер, Ка­нат­ная до­ро­га, Мо­но­рель­со­вая же­лез­ная до­ро­га.

Лит.: Эко­но­ми­ка и ор­га­ни­за­ция про­мыш­лен­но­го транс­пор­та / Под ред. Н. П. Жу­рав­ле­ва, И. С. Бе­се­ди­на. М., 2001.

Вернуться к началу