Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОВЕ́ТРИВАНИЕ ГО́РНЫХ ВЫ́РАБОТОК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 544-545

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Н. Трубецкой

ПРОВЕ́ТРИВАНИЕ ГО́РНЫХ ВЫ́РА­БО­ТОК, соз­да­ние и ус­той­чи­вое под­дер­жа­ние нор­маль­ных ат­мо­сфер­ных ус­ло­вий в от­кры­тых (напр., карь­е­рах) и под­зем­ных (шах­тах) гор­ных вы­ра­бот­ках.

Про­вет­ри­ва­ние карь­е­ров вы­зва­но не­об­хо­ди­мо­стью уда­ле­ния об­ра­зую­щих­ся при ве­де­нии гор­ных ра­бот га­зо­об­раз­ных и пы­ле­вых вред­ных ве­ществ и обес­пе­чения ус­ло­вий для нор­маль­ной дея­тель­но­сти тру­дя­щих­ся и пред­при­ятия. Раз­ли­ча­ют ес­теств. и ис­кусств. про­вет­ри­ва­ние карь­е­ра. При ес­теств. про­вет­ри­ва­нии вы­нос вред­ных ве­ществ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся возд. по­то­ка­ми с ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­гии вет­ра, си­лы тер­мич. по­то­ков или их ком­би­на­ции; при ис­кус­ст­вен­ном – с при­ме­не­ни­ем вен­ти­ля­ции. Вет­ро­вые схе­мы про­вет­ри­ва­ния (пря­мо­точ­ная, ре­цир­ку­ля­ци­он­ная) ис­поль­зу­ют­ся при ско­ро­сти вет­ра на по­верх­но­сти 1–2 м/с и бо­лее; пря­мо­точ­ная схе­ма – в не­глу­бо­ких карь­ерах (при уг­лах от­ко­са под­вет­рен­но­го бор­та до 15°), ре­цир­ку­ля­ци­он­ная – в глу­бо­ких карь­е­рах (при уг­лах от­ко­са под­вет­рен­но­го бор­та бо­лее 15°). При пе­ре­мен­ном уг­ле на­кло­на бор­тов карь­е­ра воз­мож­на пря­мо­точ­но-ре­цир­ку­ля­ци­он­ная вет­ро­вая схе­ма. Тер­мич. схе­ма про­вет­ри­ва­ния реа­ли­зу­ет­ся при ско­ро­сти вет­ра на по­верх­но­сти ме­нее 1–2 м/с; вклю­ча­ет кон­век­тив­ную схе­му (на­гре­тый о по­верх­ность карь­е­ра воз­дух об­ра­зу­ет вос­хо­дя­щие по­то­ки) и ин­вер­си­он­ную (ох­ла­ж­дён­ный воз­дух опус­ка­ет­ся в карь­ер).

Ис­кусств. про­вет­ри­ва­ние при­ме­ня­ют, ко­гда ес­те­ст­вен­ное не обес­пе­чи­ва­ет не­об­хо­ди­мых для нор­маль­но­го ве­де­ния ра­бот ат­мо­сфер­ных ус­ло­вий в карь­е­ре. К спо­со­бам ис­кусств. про­вет­ри­ва­ния от­но­сят: при­ме­не­ние ин­тен­си­фи­ка­ции ес­теств. про­вет­ри­ва­ния, ме­ст­ную и об­ще­об­мен­ную вен­ти­ля­цию карь­е­ра. Ин­тен­си­фи­ка­ция ес­теств. про­вет­ри­ва­ния воз­мож­на при дос­та­точ­но вы­со­ких ско­ро­стях вет­ра на по­верх­но­сти и при рас­по­ло­же­нии длин­ной оси карь­е­ра по на­прав­ле­нию гос­под­ствую­ще­го вет­ра (с учё­том ро­зы вет­ров), а так­же при умень­ше­нии уг­лов от­ко­са бор­тов карь­е­ра и от­но­ше­ния его глу­би­ны к ши­ри­не, уст­рой­ст­ве на по­верх­но­сти со­ору­же­ний, тур­бу­ли­зи­рую­щих вет­ро­вой по­ток и уве­ли­чи­ваю­щих ско­рость вет­ра на под­хо­де к карь­е­ру, и не­ко­то­ры­ми др. спо­со­ба­ми. Ме­ст­ная вен­ти­ля­ция при­ме­ня­ет­ся при за­гряз­не­нии не­боль­ших объ­ё­мов внут­ри­карь­ер­но­го про­стран­ст­ва (для её обес­пе­че­ния ис­поль­зу­ют вен­ти­ля­то­ры с тру­бо­про­во­да­ми, спец. карь­ер­ные вен­ти­ляц. ус­та­нов­ки); об­ще­об­мен­ная вен­ти­ля­ция – при боль­ших зо­нах за­гряз­не­ния в карь­е­ре или при за­гряз­не­нии карь­е­ра в це­лом (напр., ис­поль­зу­ют­ся мощ­ные вен­ти­ляц. ус­та­нов­ки на ба­зе авиац. тех­ни­ки).

Про­вет­ри­ва­ние шахт пред­на­зна­че­но для ис­клю­че­ния вред­но­го воз­дей­ст­вия на че­ло­ве­ка со­дер­жа­щих­ся в руд­нич­ной ат­мо­сфе­ре ядо­ви­тых га­зов, вы­со­ких и низ­ких тем­пе­ра­тур, а так­же пре­дот­вра­ща­ет об­ра­зо­ва­ние опас­ных ско­п­ле­ний вред­ных га­зов. Про­вет­ри­ва­ние в шах­тах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не­пре­рыв­но дей­ст­вую­щи­ми вен­ти­ля­то­ра­ми, ус­та­нав­ли­вае­мы­ми на по­верх­но­сти и по­даю­щи­ми в шах­ту чис­тый ат­мо­сфер­ный воз­дух. В ис­клю­чит. слу­ча­ях до­пус­ка­ет­ся про­вет­ри­ва­ние отд. груп­пы гор­ных вы­ра­бо­ток (вы­емоч­ных уча­ст­ков) под­зем­ны­ми вспо­мо­гат. вен­ти­ля­то­ра­ми. Под­зем­ные гор­ные вы­ра­бот­ки в осн. про­вет­ри­ва­ют­ся за счёт тя­ги, соз­да­вае­мой об­ще­шахт­ным вен­ти­ля­то­ром. Не­об­хо­ди­мое ко­ли­че­ст­во воз­ду­ха оп­ре­де­ля­ет­ся из ус­ло­вий сни­же­ния до до­пус­ти­мых норм со­дер­жа­ния пы­ли, ме­та­на, ди­ок­си­да уг­ле­ро­да и га­зов, об­ра­зую­щих­ся при взрыв­ных ра­бо­тах, и обес­пе­че­ния ра­бо­таю­щих в шах­те дос­та­точ­ным ко­ли­че­ст­вом чис­то­го воз­ду­ха. Про­вет­ри­ва­ние шахт ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ко­ли­че­ст­вом по­да­вае­мо­го в шах­ту воз­ду­ха и ве­ли­чи­ной де­прес­сии вен­ти­ля­то­ра (раз­ность ста­тич. дав­ле­ний в возд. по­то­ке на вхо­де в вен­ти­ля­тор и вы­хо­де из не­го).

Ту­пи­ко­вые гор­ные вы­ра­бот­ки про­вет­ри­ва­ют­ся ме­ст­ны­ми вен­ти­ля­то­ра­ми пу­тём на­гне­та­ния чис­то­го воз­ду­ха в при­за­бой­ное про­стран­ст­во по воз­ду­хо­про­во­ду (на­гне­та­тель­ный спо­соб), от­са­сы­ва­ния из при­за­бой­но­го про­стран­ст­ва за­гряз­нён­но­го воз­ду­ха (вса­сы­ваю­щий спо­соб) или со­че­та­ния на­гне­та­ния чис­то­го и от­са­сы­ва­ния за­гряз­нён­но­го воз­ду­ха.

Лит.: Фи­ла­тов С. С. Вен­ти­ля­ция карь­е­ров. М., 1981; Уша­ков К. З., Ми­хай­лов В. А. Аэро­ло­гия карь­е­ров. 2-е изд. М., 1985; Аэ­ро­ло­гия гор­ных пред­при­ятий. 3-е изд. М., 1987.

Вернуться к началу