Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИ́ВОД

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 469-470

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Гулиа

ПРИ́ВОД, уст­рой­ст­во для при­ве­де­ния в дей­ст­вие ма­шин и ме­ха­низ­мов. Обыч­но П. со­сто­ит из дви­га­те­ля, си­ло­вой пе­ре­да­чи, пе­ре­даю­щей дви­же­ние к ра­бо­чей ма­ши­не или на­ко­пи­те­лю энер­гии и сис­те­ме управ­ле­ния. Ино­гда в ка­че­ст­ве П. ис­поль­зу­ет­ся мус­куль­ная си­ла, напр. в ве­ло­си­пе­дах, руч­ных ле­бёд­ках.

По ха­рак­те­ру рас­пре­де­ле­ния энер­гии раз­ли­ча­ют груп­по­вой, ин­ди­ви­ду­аль­ный и мно­го­дви­гат. П. В груп­по­вом П. дви­же­ние от од­но­го дви­га­те­ля пе­ре­да­ёт­ся груп­пе ра­бо­чих ма­шин и ме­ха­низ­мов (при­ме­ня­ет­ся ред­ко). В ин­ди­ви­ду­аль­ном П. ка­ж­дая ра­бо­чая ма­ши­на име­ет собств. дви­га­тель с си­ло­вой пе­ре­да­чей. Та­кой П. бо­лее уни­вер­саль­ный и эко­но­мич­ный, чем груп­по­вой (по­зво­ля­ет ра­бо­тать при наи­бо­лее вы­год­ной час­то­те вра­ще­ния, про­из­во­дить бы­ст­рый пуск ма­ши­ны и тор­мо­же­ние, осу­ще­ст­в­лять ре­вер­си­ро­ва­ние). В мно­го­дви­га­тель­ном П. ра­бо­чие ор­га­ны ма­ши­ны при­во­дят­ся в дви­же­ние са­мо­сто­ят. дви­га­те­ля­ми и пе­ре­да­ча­ми. Та­кой П. при­ме­ня­ет­ся в сис­те­мах ав­то­ма­тич./ав­то­ма­ти­зир. управ­ле­ния, слож­ных ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ках, про­кат­ных ста­нах, подъ­ём­но-транс­порт­ных ма­ши­нах и др. Напр., в гру­зо­подъ­ём­ных кра­нах при­сут­ст­ву­ют ме­ха­низ­мы подъ­ё­ма гру­за, его пе­ре­ме­ще­ния, по­во­ро­та или пе­ре­ме­ще­ния са­мо­го кра­на и др., снаб­жён­ные собств. дви­га­те­ля­ми.

По на­зна­че­нию П. де­лят­ся на ста­цио­нар­ные и пе­ре­движ­ные, или транс­порт­ные. В ка­че­ст­ве ста­цио­нар­но­го П. наи­бо­лее рас­про­стра­нён элек­тро­при­вод. На пе­ре­движ­ных ра­бо­чих и транс­порт­ных ма­ши­нах ис­поль­зу­ют­ся гл. обр. те­п­ло­вые дви­га­те­ли с не­по­сред­ст­вен­ной ме­ха­нич. или элек­трич. пе­ре­да­чей. В про­из-ве при­ме­ня­ют­ся так­же гид­ро­при­вод ма­шин и пнев­ма­тич. П. (энер­гия вы­ра­ба­ты­вае­мо­го ком­прес­со­ром сжа­то­го воз­ду­ха пре­об­ра­зу­ет­ся в ме­ха­нич. энер­гию пнев­мо­дви­га­те­ля­ми).

В 20 в. объ­е­ди­не­ние элек­тро­при­во­да с ма­ши­ной-ору­ди­ем по­зво­ли­ло соз­дать ав­то­ма­ти­че­ские ли­нии и пе­рей­ти к уп­рав­ле­нию про­из-вом с по­мо­щью средств ком­пь­ю­тер­ной тех­ни­ки. В нач. 21 в. П. наи­бо­лее ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ав­то­мо­би­лях, в ко­то­рых при­ме­ня­ют­ся гл. обр. те­п­ло­вые дви­га­те­ли, снаб­жён­ные со­от­вет­ст­вую­щи­ми си­ло­вы­ми пе­ре­да­ча­ми на ве­ду­щие ко­лё­са – ме­ха­ни­че­ски­ми (со сту­пен­ча­той и бес­сту­пен­ча­той пе­ре­да­чей), с руч­ным и ав­то­ма­тич. управ­ле­ни­ем. Для совр. ав­то­мо­биль­ных П., осо­бен­но в гиб­рид­ном ис­пол­не­нии (ав­то­мо­биль, ис­поль­зую­щий для при­во­да ве­ду­щих ко­лёс бо­лее од­но­го ис­точ­ни­ка энер­гии), пер­спек­тив­ной яв­ля­ет­ся бес­сту­пен­ча­тая пе­ре­да­ча с ма­ло­га­ба­рит­ным и ма­ло­мощ­ным варь­и­рую­щим зве­ном (обес­пе­чи­ва­ет плав­ную и бес­сту­пен­ча­тую ре­гу­ли­ров­ку час­то­ты вра­ще­ния и кру­тя­ще­го мо­мен­та), снаб­жён­ная диф­фе­ренц. ме­ха­низ­ма­ми для раз­де­ле­ния об­ще­го по­то­ка мощ­но­сти.

Лит.: На­зем­цев А. С. Пнев­ма­ти­че­ские и гид­рав­ли­че­ские при­во­ды и сис­те­мы. М., 2004–2007. Ч. 1–2; Че­мо­да­нов Б. К. Сле­дя­щие при­во­ды. М., 2004. Т. 2: Элек­три­че­ские сле­дя­щие при­во­ды; Гу­лиа Н. В. Уди­ви­тель­ная ме­ха­ни­ка. М., 2006; Гу­лиа Н. В. и др. Ме­ха­ни­че­ская гиб­рид­ная си­ло­вая ус­та­нов­ка // Ав­то­мо­биль­ная про­мыш­лен­ность. 2010. № 8.

Вернуться к началу