Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРА́ВИЛА ДОРО́ЖНОГО ДВИЖЕ́НИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 334

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПРА́ВИЛА ДОРО́ЖНОГО ДВИЖЕ́НИЯ, ос­нов­ной нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт, ре­гу­ли­рую­щий обя­зан­но­сти уча­ст­ни­ков до­рож­но­го дви­же­ния (во­ди­те­лей транс­порт­ных средств, пас­са­жи­ров и пе­ше­хо­дов), а так­же тех­нич. тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ляе­мые к транс­порт­ным сред­ст­вам. На тер­ри­то­рии РФ еди­ные П. д. д. ут­вер­жде­ны по­ста­нов­ле­ни­ем СМ – Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 23.10.1993 (с ря­дом из­ме­не­ний, при­ня­тых в 1996–2014); дей­ст­ву­ют не толь­ко при­ме­ни­тель­но к ули­цам и до­ро­гам, но и во всех мес­тах, где воз­мож­но дви­же­ние транс­порт­ных средств: на ле­до­вых пе­ре­пра­вах, в по­ле (напр., при вы­пол­не­нии с.-х. ра­бот), на за­кры­тых тер­ри­то­ри­ях (напр., в ав­то­пар­ках) и др. Лю­бые нор­ма­тив­ные ак­ты (в т. ч. по пе­ре­воз­ке спец. гру­зов, экс­плуа­та­ции отд. ви­дов транс­порт­ных средств) долж­ны ос­но­вы­вать­ся на тре­бо­ва­ни­ях П. д. д. и не про­ти­во­ре­чить им.

Уча­ст­ни­ки до­рож­но­го дви­же­ния обя­за­ны обес­пе­чи­вать вы­со­кий уро­вень без­о­пас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния (см. Ор­га­ни­за­ция дви­же­ния ав­то­транс­пор­та); знать и со­блю­дать пред­пи­са­ния о до­рож­ных зна­ках, раз­мет­ке улиц и до­рог, сиг­на­лах све­то­фо­ров, вы­пол­нять рас­поря­же­ния по­ли­цей­ских, дей­ст­вую­щих в пре­де­лах пре­дос­тав­лен­ных им прав и ре­гу­ли­рую­щих до­рож­ное дви­же­ние ус­та­нов­лен­ны­ми сиг­на­ла­ми. П. д. д. рег­ла­мен­ти­ру­ют: по­ря­док рас­по­ло­же­ния транс­порт­ных средств на про­ез­жей час­ти; ма­нев­ри­ро­ва­ние, об­гон, опе­ре­же­ние, встреч­ный разъ­езд, ос­та­нов­ку и сто­ян­ку; пе­ре­воз­ку лю­дей и гру­зов; при­ме­не­ние ава­рий­ной сиг­на­ли­за­ции и зна­ка ава­рий­ной ос­та­нов­ки; про­езд пе­ре­крё­ст­ков, ж.-д. пе­ре­ез­дов; дви­же­ние по ав­то­ма­ги­ст­ра­лям, в жи­лых зо­нах; раз­ре­шён­ную для ав­то­ма­ги­ст­ра­лей и на­се­лён­ных пунк­тов безо­пас­ную ско­рость дви­же­ния и др. Важ­ная часть П. д. д. – пе­ре­чень тех­нич. тре­бо­ва­ний, ко­то­рым долж­ны от­ве­чать транс­порт­ные сред­ст­ва, на­хо­дя­щие­ся в экс­плуа­та­ции, а так­же тре­бо­ва­ния к дви­же­нию ве­ло­си­пе­дов, мо­пе­дов, гу­же­вых по­во­зок, к про­го­ну жи­вот­ных.

Гос. функ­ции по кон­тро­лю и над­зо­ру за со­блю­де­ни­ем уча­ст­ни­ка­ми до­рож­но­го дви­же­ния тре­бо­ва­ний в об­лас­ти обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния воз­ло­же­ны на МВД РФ и вы­пол­ня­ют­ся Гос. ин­спек­ци­ей безо­пас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния (ГИБДД) на ос­но­ве адм. рег­ла­мен­та ГИБДД (нор­ма­тив­ный до­ку­мент, рег­ла­мен­ти­рую­щий по­ве­де­ние со­труд­ни­ков гос­ав­то­ин­спек­ции при кон­тро­ле до­рож­но­го дви­же­ния). Для эф­фек­тив­но­го кон­тро­ля до­рож­но­го дви­же­ния на осн. ав­то­ма­ги­ст­ра­лях ус­та­нав­ли­ва­ют ви­део­ка­ме­ры; для ко­ор­ди­на­ции дея­тель­но­сти опе­ра­тив­ных, спе­ци­аль­ных и иных служб соз­да­ёт­ся еди­ная на­ви­гац.-ин­фор­мац. сис­те­ма на ос­но­ве ГЛОНАСС.

Историческая справка

Пер­вая в ми­ре сис­те­ма до­рож­ных ука­за­те­лей воз­ник­ла в Древ­нем Ри­ме в 3 в. до н. э. Вдоль важ­ней­ших до­рог рим­ля­не ста­ви­ли миль­ные стол­бы с вы­се­чен­ным на них рас­стоя­ни­ем от Рим. фо­ру­ма. Пер­вые из­вест­ные по­пыт­ки упо­ря­до­чить гор. дви­же­ние бы­ли пред­при­ня­ты в Древ­нем Ри­ме Юли­ем Це­за­рем. По его ука­зу в 50-х гг. до н. э. на не­ко­то­рых ули­цах го­ро­да вве­де­но од­но­сто­рон­нее дви­же­ние, в днев­ные ча­сы за­пре­щён про­езд ча­ст­ных по­во­зок, ко­лес­ниц и эки­па­жей. В Рос­сии в 17–18 вв., так же как и в др. стра­нах ми­ра, из­да­ва­лись спец. пра­ви­ла и пред­пи­са­ния по это­му во­про­су; так, Пётр I из­дал указ о со­блю­де­нии безо­пас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния, в ко­то­ром рег­ла­мен­ти­ро­вал пе­ре­дви­же­ние на ло­ша­дях.

Пер­вые до­рож­ные зна­ки и пра­ви­ла дви­же­ния в совр. по­ни­ма­нии бы­ли вве­де­ны во Фран­ции в 1893; в 1909 в Па­ри­же бы­ла при­ня­та ме­ж­ду­нар. Кон­вен­ция по ав­то­мо­биль­но­му дви­же­нию. В Рос­сии до­рож­ные зна­ки поя­ви­лись в 1911. Пер­вые П. д. д. ут­вер­жде­ны в 1920 дек­ре­том СНК, под­пи­сан­ным В. И. Ле­ни­ным. Пер­вые еди­ные для всей тер­ри­то­рии СССР П. д. д. вве­де­ны с 1.1.1961 (с до­ра­бот­ка­ми и уточ­не­ния­ми). С янв. 1965 на­ча­ли дей­ст­во­вать «Пра­ви­ла дви­же­ния по ули­цам го­ро­дов, на­се­лён­ных пунк­тов и до­ро­гам СССР». На кон­фе­рен­ции ООН в 1968 (Ве­на) ус­та­нов­ле­ны об­щие прин­ци­пы, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми долж­ны раз­ра­ба­ты­вать­ся ав­то­мо­биль­ные нор­ма­тив­ные пра­во­вые до­ку­мен­ты. По­след­ние из­ме­не­ния в Кон­вен­цию о до­рож­ном дви­же­нии вне­се­ны в 2004. Тем не ме­нее в ря­де стран ещё со­хра­ня­ют­ся оп­ре­де­лён­ные от­ли­чия от об­ще­при­ня­то­го по­ряд­ка дви­же­ния. Так, в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Япо­нии, Ин­дии и не­ко­то­рых др. стра­нах ус­та­нов­ле­но ле­во­сто­рон­нее дви­же­ние. При этом об­го­ны долж­ны про­из­во­дить­ся с пра­вой сто­ро­ны, а ос­та­нов­ки и сто­ян­ки – на ле­вой сто­ро­не про­ез­жей час­ти.

Лит.: Кре­ме­нец Ю. А., Пе­чер­ский М. П., Афа­нась­ев М. Б. Тех­ни­че­ские сред­ст­ва ор­га­ни­за­ции до­рож­но­го дви­же­ния. М., 2005; Ба­да­гу­ев Б. Т. Безо­пас­ность до­рож­но­го дви­же­ния. М., 2012.

Вернуться к началу