ПОРТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 177-178

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Замолотчиков (Краткая историческая справка)

ПОРТ (франц. port, от лат. porta – вход, во­ро­та), уча­сток бе­ре­га (мо­ря, озе­ра, во­до­хра­ни­ли­ща или ре­ки) с при­ле­гаю­щим вод­ным про­стран­ст­вом, обыч­но за­щи­щён­ный от воз­дей­ст­вия волн и обо­ру­до­ван­ный для сто­ян­ки и об­слу­жи­ва­ния су­дов. Совр. П. – транс­порт­ный узел с ком­плек­сом со­ору­же­ний и уст­ройств, обес­пе­чи­ваю­щих безо­пас­ную сто­ян­ку су­дов, бы­ст­рую и удоб­ную пе­ре­да­чу гру­зов и пас­са­жи­ров с су­хо­пут­но­го транс­пор­та на су­да или с су­дов на др. ви­ды транс­пор­та, хра­не­ние, под­го­тов­ку и ком­плек­та­цию гру­зов. В П. осу­ще­ст­в­ля­ют­ся по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ные ра­бо­ты, транс­порт­но-склад­ские опе­ра­ции с гру­за­ми, бук­си­ров­ка, ма­нев­ри­ро­ва­ние и ре­монт су­дов, в т. ч. снаб­же­ние то­п­ли­вом, сбор и очи­ст­ка су­до­вых льяль­ных (неф­те­со­дер­жа­щих) вод, во­до­лаз­ные ра­бо­ты и пр.

Классификация портов

П. клас­си­фи­ци­ру­ют по при­над­леж­но­сти и на­зна­че­нию, гео­гра­фич. по­ло­же­нию, гру­зо- и су­до­обо­ро­ту, спо­со­бам обес­пе­че­ния за­дан­ных глу­бин, ви­дам ус­луг и др. тех­ни­ко-эко­но­мич. кри­те­ри­ям.

По при­над­леж­но­сти раз­ли­ча­ют П. гра­ж­дан­ские и во­ен­ные, об­слу­жи­ваю­щие во­ен­но-мор­ской флот. Гра­ж­дан­ские П., в свою оче­редь, де­лят на мор­ские тор­го­вые, реч­ные и П., имею­щие в ка­че­ст­ве ос­нов­но­го не­транс­порт­ное на­зна­че­ние: про­мы­сло­вые (пре­им. рыб­ные), П.-убе­жи­ща, бун­ке­ро­воч­ные, а так­же П., об­слу­жи­ваю­щие отд. пром. пред­при­ятия, спор­тив­ные и про­гу­лоч­ные су­да и др.

Морской торговый порт

Мор­ской тор­го­вый П. обес­пе­чи­ва­ет вход, вы­ход и по­ста­нов­ку су­дов к при­ча­лу, по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ные и пас­са­жир­ские опе­ра­ции, хра­не­ние гру­зов, пе­ре­вал­ку их на др. ви­ды транс­пор­та и пр. Та­кие П. мо­гут быть об­ще­го на­зна­че­ния, где про­из­во­дит­ся об­ра­бот­ка разл. су­дов и гру­зов на од­них и тех же при­ча­лах, и спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные, вы­пол­няю­щие опе­ра­ции с од­но­род­ны­ми гру­за­ми (лес, уголь, ру­да, неф­те­про­дук­ты и т. д.). Круп­ные отеч. и за­ру­беж­ные П., как пра­ви­ло, яв­ля­ют­ся П. об­ще­го на­зна­че­ния. Мор­ские П. рас­по­ла­га­ют­ся в ес­теств. бух­тах, пол­но­стью или час­тич­но за­щи­щён­ных от вол­не­ния, на от­кры­том мор­ском по­бе­ре­жье, на взмо­рье (в уда­ле­нии от бе­ре­га), в рус­лах и усть­ях су­до­ход­ных рек, на ис­кусств. ка­на­лах, в ла­гу­нах и ли­ма­нах.

Речной порт

Реч­ные П. уст­раи­ва­ют на су­до­ход­ных ре­ках, ка­на­лах или во­до­хра­ни­ли­щах; в них су­да под­хо­дят к со­ору­жае­мым вдоль бе­ре­га при­ча­лам ли­бо к пла­ву­чим при­ста­ням – де­бар­ка­де­рам. В за­ви­си­мо­сти от ви­да про­из­во­ди­мых опе­ра­ций реч­ные П. де­лят­ся на гру­зо­вые (вы­пол­ня­ют опе­ра­ции по по­груз­ке и вы­груз­ке гру­зов), пас­са­жир­ские (опе­ра­ции свя­за­ны с от­прав­ле­ни­ем и при­бы­ти­ем пас­са­жи­ров и приё­мом и вы­да­чей ба­га­жа) и гру­зо-пас­са­жир­ские (опе­ра­ции свя­за­ны как с пас­са­жир­ски­ми, так и с гру­зо­вы­ми пе­ре­воз­ка­ми). Для боль­шин­ст­ва круп­ных реч­ных П. в чис­ло осн. за­дач вхо­дят так­же до­бы­ча, обо­га­ще­ние, пе­ре­воз­ка, скла­ди­ро­ва­ние и реа­ли­за­ция об­ще­рас­про­ст­ра­нён­ных по­лез­ных ис­ко­пае­мых (пес­ча­но-гра­вий­ных ма­те­риа­лов и др.), до­бы­вае­мых в под­вод­ных или при­бреж­ных карь­е­рах. Мор­ской и реч­ной П. час­то со­вме­ща­ют в од­ном пунк­те (напр., П. в С.-Пе­тер­бур­ге, Алек­сан­д­рии и др.); при этом тре­бу­ет­ся пе­ре­вал­ка гру­зов с мор­ских на реч­ные су­да и на­обо­рот.

Круп­ные реч­ные П. не­раз­рыв­но свя­за­ны с го­ро­да­ми. Совр. прин­ци­пы пор­то­строе­ния пре­ду­смат­ри­ва­ют гар­мо­нич­ное со­че­та­ние ин­те­ре­сов П. и го­ро­да: осн. пром. рай­оны с эко­ло­ги­че­ски опас­ны­ми гру­за­ми вы­но­сят за гор. чер­ту, а уча­ст­ки бе­ре­га, при­мы­каю­щие к гор. квар­та­лам, от­да­ют для уст­рой­ст­ва па­рад­ных на­бе­реж­ных, пар­ков, спор­тив­ных и баль­нео­ло­гич. зон. На гор. уча­ст­ках бе­ре­га ос­тав­ля­ют лишь пас­са­жир­ские при­ча­лы, а так­же, при не­об­хо­ди­мо­сти, эко­ло­ги­че­ски безо­пас­ные при­ча­лы штуч­ных гру­зов. Ме­ж­ду П. и го­ро­дом пре­ду­смат­ри­ва­ют уст­рой­ст­во зе­лёной са­ни­тар­но-за­щит­ной зо­ны.

Рыбный порт

Рыб­ный П. слу­жит ба­зой для об­слу­жи­ва­ния про­мы­сло­во­го фло­та; в нём осу­щест­вля­ет­ся пе­ре­ра­бот­ка рыб­ной про­дук­ции, обес­пе­чи­ва­ет­ся сто­ян­ка су­дов в пе­ри­од ме­ж­ду про­мыс­ла­ми (т. н. меж­пу­тин­ный от­стой су­дов), ме­ж­ду рей­са­ми. Кро­ме средств ме­ха­ни­за­ции для по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных опе­ра­ций, рыб­ный П. обо­ру­ду­ет­ся скла­да­ми-хо­ло­диль­ни­ка­ми, за­во­да­ми для хра­не­ния и пе­ре­ра­бот­ки рыб­ной про­дук­ции и т. п.

Порт-убежище

Пор­ты-убе­жи­ща пред­на­зна­че­ны для ук­ры­тия су­дов, ко­то­рые во вре­мя штор­ма по сво­им мо­ре­ход­ным ка­че­ст­вам или тех­нич. со­стоя­нию не мо­гут на­хо­дить­ся в от­кры­том мо­ре и не свя­за­ны с про­из-вом гру­зо­вых и пас­са­жир­ских опе­ра­ций.

Бункеровочный порт

Бун­ке­ро­воч­ные П., час­то на­зы­вае­мые мор. стан­ция­ми, раз­ме­ща­ют­ся на осн. мор. пу­тях и слу­жат для обес­пе­че­ния про­хо­дя­щих су­дов то­п­ли­вом, пре­сной во­дой, про­до­воль­ст­ви­ем, для осу­ще­ст­в­ле­ния мел­ко­го ре­мон­та и др.

По транс­порт­но­му зна­че­нию раз­ли­ча­ют П.: ми­ро­вые (цен­тры ми­ро­вой тор­гов­ли), пред­став­ляю­щие со­бой уз­лы мощ­ных гру­зо­вых по­то­ков, на­прав­ляю­щих­ся с океа­на внутрь ма­те­ри­ка и об­рат­но; ме­ж­ду­на­род­ные, об­слу­жи­ваю­щие об­мен гру­зов ме­ж­ду разл. стра­на­ми; ме­ст­ные, по­се­щае­мые пре­им. су­да­ми ка­бо­таж­но­го пла­ва­ния или слу­жа­щие ук­ры­тия­ми для мел­ких су­дов. В П., от­кры­том для за­хо­да ино­стр. су­дов и су­дов за­гран­п­ла­ва­ния, осу­ще­ст­в­ля­ют­ся по­гра­нич­ный, та­мо­жен­ный и др. ви­ды кон­тро­ля.

Общие характеристики порта

К осн. эле­мен­там П. от­но­сят­ся ак­ва­то­рия и тер­ри­то­рия (бе­ре­го­вая часть), вод­ные и су­хо­пут­ные под­хо­ды, гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ния (при­чаль­ные, ог­ра­ди­тель­ные и бе­ре­го­ук­ре­пи­тель­ные; су­до­подъ­ём­ные и су­до­ре­монт­ные), сред­ст­ва на­ви­га­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния и др.

Акватория порта

Ак­ва­то­рия мор. П. со­сто­ит из внеш­них рей­дов и внутр. ак­ва­то­рии. Глу­би­на и раз­ме­ры ак­ва­то­рии долж­ны обес­пе­чи­вать сво­бод­ное дви­же­ние су­дов. В це­лях безо­пас­но­сти пла­ва­ния ак­ва­то­рию П. обо­ру­ду­ют не­об­хо­ди­мы­ми на­ви­га­ци­он­ны­ми зна­ка­ми и со­ору­же­ния­ми; при не­об­хо­ди­мо­сти (в за­ви­си­мо­сти от при­род­ных ус­ло­вий) за­щи­ща­ют от волн, льда, на­но­сов и др. воз­дей­ст­вий ог­ра­дит. со­ору­же­ния­ми – мо­ла­ми и вол­но­ло­ма­ми. Рей­ды, ук­ры­тые от силь­но­го вол­не­ния, ис­поль­зу­ют для якор­ной сто­ян­ки су­дов в ожи­да­нии за­хо­да в П., по­ста­нов­ки к при­ча­лам или вы­пол­не­ния разл. опе­ра­ций, в т. ч. пе­ре­гру­зоч­ных с по­мо­щью вспо­мо­гат. фло­та. Час­то рей­ды обо­ру­ду­ют спец. уст­рой­ст­ва­ми – при­чаль­ны­ми боч­ка­ми, ус­та­нов­лен­ны­ми на т. н. мёрт­вых яко­рях, или швар­тов­ны­ми па­ла­ми, пред­став­ляю­щи­ми со­бой отд. свай­ные или гра­ви­тац. со­ору­же­ния для кре­п­ле­ния су­дов. Внут­ри ог­ра­ж­дён­ной ак­ва­то­рии П. рас­по­ла­га­ют внутр. рей­ды, за пре­де­ла­ми ог­ра­дит. со­ору­же­ний или в по­лу­от­кры­тых бух­тах вбли­зи от вхо­да в П. – внеш­ние рей­ды. Су­да, стоя­щие на внеш­нем рей­де, не долж­ны за­труд­нять дви­же­ние и ма­нев­ри­ро­ва­ние вхо­дя­щих в П. и вы­хо­дя­щих из не­го су­дов. Внеш­ние рей­ды и под­хо­ды к ним долж­ны быть безо­пас­ны и удоб­ны для су­до­ход­ст­ва в те­че­ние все­го на­ви­га­ци­он­но­го пе­рио­да. В со­став внутр. ак­ва­то­рии вхо­дят так­же га­ва­ни и пор­то­вые бас­сей­ны (ков­ши) – т. н. опе­ра­тив­ная часть, не­по­сред­ст­вен­но при­мы­каю­щая к при­чаль­ным со­ору­же­ни­ям. Во мно­гих мор­ских П. часть внутр. ак­ва­то­рии, уда­лён­ная от опе­ра­тив­ной, от­во­дит­ся для ор­га­ни­за­ции су­до­ре­монт­ной ба­зы.

Территория порта

Тер­ри­то­рия П. – обу­стро­ен­ный зе­мель­ный уча­сток (или неск. уча­ст­ков), на ко­то­ром про­ло­же­ны су­хо­пут­ные под­хо­ды к П. (ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги, ж.-д. пу­ти, ком­му­ни­ка­ции и инж. се­ти). Часть тер­ри­то­рии П., при­мы­каю­щую к ак­ва­то­рии, на­зы­ва­ют при­кор­дон­ной; здесь рас­по­ла­га­ют­ся при­чаль­ные со­ору­же­ния, пе­ре­гру­зоч­ные ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние, т. н. при­кор­дон­ные ж.-д. пу­ти и ав­то­мо­биль­ные про­ез­ды, от­кры­тые склад­ские пло­щад­ки для крат­ко­врем. хра­не­ния гру­зов. В ты­ло­вой час­ти тер­ри­то­рии П. обыч­но раз­ме­ща­ют скла­ды дол­го­сроч­но­го хра­не­ния гру­зов, под­соб­ные пред­при­ятия, слу­жеб­ные и адм. зда­ния и т. п.

В со­став осн. пор­то­во­го обо­ру­до­ва­ния вхо­дят: пе­ре­гру­зоч­ные уст­рой­ст­ва и ме­ха­низ­мы цик­лич­но­го дей­ст­вия (пор­таль­ные, гу­се­нич­ные, коз­ло­вые и мос­то­вые кра­ны, ва­го­но­о­про­ки­ды­ва­те­ли) и не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия (пе­ре­движ­ные и ста­цио­нар­ные транс­пор­тё­ры, пнев­ма­тич. и гид­рав­лич. ус­та­нов­ки и на­сос­ные стан­ции); уст­рой­ст­ва для снаб­же­ния су­дов то­п­ли­вом, энер­го­си­ло­вые ус­та­нов­ки, сис­те­мы ос­ве­ще­ния и свя­зи, про­ти­во­по­жар­ные уст­рой­ст­ва и т. д.

Пас­са­жир­ский П. вклю­ча­ет пас­са­жир­ский во­кзал, пас­са­жир­ские при­ча­лы с при­мы­каю­щей тер­ри­то­ри­ей и при­вок­заль­ную пло­щадь.

Вод­ные под­хо­ды к П. мо­гут быть ес­те­ст­вен­ны­ми – в ви­де уча­ст­ков мо­ря или ре­ки, от­ме­чен­ных зна­ка­ми су­до­ход­ной об­ста­нов­ки, или ис­кус­ст­вен­ны­ми – в ви­де уст­ро­ен­ных пу­тём дно­уг­луб­ле­ния под­ход­ных ка­на­лов. Дли­на под­ход­ных ка­на­лов мо­жет из­ме­рять­ся де­сят­ка­ми и сот­ня­ми ки­ло­мет­ров. Вод­ные под­хо­ды ос­на­ща­ют­ся сред­ст­ва­ми на­ви­гац. обо­ру­до­ва­ния, вклю­чаю­щи­ми спец. со­ору­же­ния, кон­ст­рук­ции, тех­нич. уст­рой­ст­ва и сис­те­мы, пред­на­зна­чен­ные для ори­ен­ти­ро­ва­ния или оп­ре­де­ле­ния ме­сто­на­хо­ж­де­ния суд­на, а так­же для ог­ра­ж­де­ния ус­та­нов­лен­ных пу­тей дви­же­ния су­дов и мест, пред­став­ляю­щих опас­ность для мо­ре­пла­ва­ния.

Краткая историческая справка

Воз­ник­но­ве­ние П. от­но­сит­ся к глу­бо­кой древ­но­сти. Пер­во­на­чаль­но сто­ян­ка­ми су­дов слу­жи­ли ес­те­ст­вен­но за­щи­щён­ные от вол­не­ния мес­та (за­лив, гу­ба, устье ре­ки, при­кры­тый ост­ро­вом бе­рег). По ме­ре раз­ви­тия тор­гов­ли и су­до­ход­ст­ва воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в воз­ве­де­нии при­чаль­ных и ог­ра­дит. со­ору­же­ний; этим бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло пор­то­строе­нию. Пер­вые П. поя­ви­лись в Сре­ди­зем­ном м. при­мер­но в 4-м тыс. до н. э. Из­вест­но о су­ще­ст­во­ва­нии мор­ско­го П. у г. Ме­са­ра, на о. Крит (3400 до н. э.), двух боль­ших П. у го­ро­дов Си­дон и Тир. В пе­ри­од Рим. им­пе­рии ос­но­ва­ны П. на ост­ро­вах Си­ци­лия и Сар­ди­ния. Об­шир­ным П. (с внеш­ни­ми и внутр. бас­сей­на­ми) об­ла­дал Кар­фа­ген. Од­ним из круп­ней­ших рим­ских П. был П. Ос­тия, со­ору­жён­ный в устье р. Тибр. В сред­ние ве­ка раз­ви­тию пор­то­строе­ния спо­соб­ст­во­ва­ли Ве­ли­кие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия, рас­ши­ре­ние тор­гов­ли и су­до­ход­ст­ва, со­сре­до­то­че­ние боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва гру­зов в пор­то­вых пунк­тах на мор. по­бе­режь­ях. Соз­да­ны круп­ные П. в Ни­дер­лан­дах, Ис­па­нии, позд­нее в Анг­лии. В Рос­сии пер­вым мор­ским П. счи­та­ет­ся Ар­хан­гель­ский, по­стро­ен­ный в 1584 (год ос­но­ва­ния Ар­хан­гель­ска).

Сре­ди совр. П. са­мые круп­ные в ми­ре по ко­ли­че­ст­ву пе­ре­гру­жае­мых гру­зов – Шан­хай и Рот­тер­дам.

Лит.: Боль­шая эн­цик­ло­пе­дия транс­пор­та. СПб., 2000. Т. 5: Мор­ской транс­порт.

Вернуться к началу