Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛУЗАПРУ́ДА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 755

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Волшаник
Рис. Е. Н. Федорченко Полузапруда: 1 – корень; 2 – русловая часть; 3 – головная часть.

ПОЛУЗАПРУ́ДА (бу­на, по­пе­реч­ная дам­ба, шпо­ра), гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ние для ре­гу­ли­ро­ва­ния ре­жи­ма вод­но­го по­то­ка, улуч­ше­ния ра­бо­ты во­до­за­бор­ных со­ору­же­ний, за­щи­ты мор. и реч­ных бе­ре­гов от раз­мы­ва вдоль­бе­ре­го­вы­ми те­че­ния­ми, сбро­са во­ды и про­пус­ка па­вод­ков, а так­же для соз­да­ния в реч­ном рус­ле не­об­хо­ди­мых глу­бин, обес­пе­чи­ваю­щих ус­ло­вия су­до­ход­ст­ва. П. пер­пен­ди­ку­ляр­на или рас­по­ла­га­ет­ся под уг­лом к оси вод­но­го по­то­ка (рис.). Для уст­рой­ст­ва П. при­ме­ня­ют грунт, ка­мень, бе­тон­ные пли­ты, фа­ши­ны, га­био­ны. П. под­раз­де­ля­ют на ко­рень (ме­сто со­пря­же­ния с бе­ре­гом), ру­сло­вую часть и ого­ло­вок (го­лов­ную часть). Кор­не­вая и го­лов­ная час­ти (вос­при­ни­ма­ют наи­боль­шую на­груз­ку) кре­пят­ся кам­нем или бе­тон­ны­ми пли­та­ми. Раз­ли­ча­ют П.: дон­ные, ко­то­рые обыч­но на­хо­дят­ся в за­то­п­лен­ном со­стоя­нии для пре­ду­пре­ж­де­ния раз­мы­ва бе­ре­гов и раз­ру­ше­ния их кре­п­ле­ний, а так­же обес­пе­че­ния от­кло­не­ния по­то­ка от во­гну­то­го бе­ре­га; ме­жен­ные, на­хо­дя­щие­ся во вре­мя про­пус­ка па­вод­ка в за­то­п­лен­ном со­стоя­нии, а во вре­мя ме­же­ни – в не­за­то­п­лен­ном; па­вод­ко­вые, ко­то­рые все­гда на­хо­дят­ся в не­за­то­п­лен­ном со­стоя­нии и пред­на­зна­че­ны для ре­гу­ли­ро­ва­ния ру­сло­вых про­цес­сов и за­щи­ты бе­ре­гов от раз­мы­вов в ме­жень и па­во­док. П. в пла­не бы­ва­ют пря­мо­ли­ней­ные, кри­во­ли­ней­ные и Г-об­раз­ные. Как пра­ви­ло, воз­во­дит­ся од­но­вре­мен­но неск. по­сле­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ных П. (2, 3 и бо­лее), рас­стоя­ние ме­ж­ду ко­то­ры­ми на­зна­ча­ют в за­ви­си­мо­сти от не­об­хо­ди­мо­сти за­кре­п­ле­ния осн. опор­ных то­чек вы­пра­вит. трас­сы. Длин­ную П. на­зы­ва­ют бу­ной, ко­рот­кую – шпо­рой.

Вернуться к началу