Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛНОПРИВОДНО́Й АВТОМОБИ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 722

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Солнцев

ПОЛНОПРИВОДНО́Й АВТОМОБИ́ЛЬ, ав­то­мо­биль, у ко­то­ро­го кру­тя­щий мо­мент от дви­га­те­ля пе­ре­да­ёт­ся на все ко­лё­са, т. е. все ко­лё­са яв­ля­ют­ся ве­ду­щи­ми. П. а. име­ет хо­ро­шую про­хо­ди­мость и ди­на­ми­ку, но слож­ную транс­мис­сию и боль­шую собств. мас­су. Лег­ко­вые двух­ос­ные П. а. мо­гут иметь по­сто­ян­ный при­вод на обе оси или по­сто­ян­ный при­вод на од­ну ось и под­клю­чае­мый (ав­то­ма­ти­че­ски или во­ди­те­лем) на вто­рую ось. Гру­зо­вые П. а., как пра­ви­ло, име­ют по­сто­ян­ный при­вод на все оси. Мно­го­ос­ные П. а. име­ют раз­но­об­раз­ные ме­ха­нич. и гид­ро­ме­ха­нич. схе­мы пе­ре­да­чи кру­тя­ще­го мо­мен­та от дви­га­те­ля к ве­ду­щим ко­лё­сам.

Пер­вый П. а. с бен­зи­но­вым дви­га­те­лем – Spyker 60 HP (Ни­дер­лан­ды) по­стро­ен в 1903; в 1906 «American Motor Truck Company» пред­ста­ви­ла экс­пе­рим. гру­зо­вик, у ко­то­ро­го все ко­лё­са бы­ли не толь­ко ве­ду­щи­ми, но и управ­ляе­мы­ми. В СССР пер­вый П. а. – че­ты­рёх­ос­ный гру­зо­вик ЯГ-12 с ко­лёс­ной фор­му­лой 8×8 – по­стро­ен в 1932 в един­ст­вен­ном эк­зем­п­ля­ре на Яро­слав­ском ав­то­мо­биль­ном за­во­де; пер­вый се­рий­ный лег­ко­вой П. а. – ГАЗ-61 (соз­дан в 1938 в КБ В. А. Гра­чё­ва), его мо­ди­фи­ка­ция – ГАЗ-61-73 (1941) – пер­вый в ми­ре П. а. се­дан с за­кры­тым ку­зо­вом. В 1969 амер. ком­па­ния «Chevrolet» вы­пус­ти­ла пер­вый «спор­тив­но-ути­ли­тар­ный ав­то­мо­биль» (SUV) – мо­дель «Chevrolet Blazer». В 1970 брит. ком­па­ния «Rover» пред­ста­ви­ла ав­то­мо­биль «Range Rover» – пер­вый ев­роп. вне­до­рож­ник. В 1977 в СССР на­ча­лось мас­со­вое про­из-во ВАЗ-2121 «Ни­ва» – ком­пакт­но­го вне­до­рож­ни­ка с по­сто­ян­но-пол­ным при­во­дом. До 1980-х гг. пол­ный при­вод ас­со­ции­ро­вал­ся ис­клю­чи­тель­но с вне­до­рож­ни­ка­ми (вез­де­хо­да­ми); П. а. име­ли уве­ли­чен­ные до­рож­ный про­свет и др. ат­ри­бу­ты ав­то­мо­би­ля по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти. С 1980 при­вод на все ко­лё­са стал рас­смат­ри­вать­ся так­же как сред­ст­во по­вы­ше­ния хо­до­вых ка­честв обыч­ных ав­то­мо­би­лей без за­да­чи по­вы­ше­ния про­хо­ди­мо­сти.

В П. а. обес­пе­чи­ва­ет­ся наи­бо­лее эф­фек­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние мощ­но­сти дви­га­те­ля при лю­бом ре­жи­ме дви­же­ния, улуч­ша­ет­ся управ­ляе­мость, осо­бен­но на скольз­ких по­кры­ти­ях. Имен­но с эти­ми це­ля­ми пол­ный при­вод ис­поль­зу­ет­ся на спор­тив­ных ав­то­мо­би­лях («Lam­borghini Mur­ciéla­go», не­ко­то­рые мо­де­ли «Porsche» и др.), ши­ро­ко рас­про­стра­нён на ав­то­мо­би­лях «Subaru», а так­же на пред­ста­ви­тель­ских ав­то­мо­би­лях для по­вы­ше­ния уров­ня ак­тив­ной безо­пас­но­сти (напр., «Mer­cedes-Benz», «Saab», BMW, «Volvo»).

Лит.: Пла­то­нов В. Ф. Пол­но­при­вод­ные ав­то­мо­би­ли. 2-е изд. М., 1989; http://www.off-road-drive.ru.

Вернуться к началу