Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛИКА́РПОВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 656

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОЛИКА́РПОВ Ни­ко­лай Ни­ко­лае­вич [26.6(8.7).1892, сло­бо­да Ге­ор­ги­ев­ская, ны­не с. Ка­ли­ни­но Ли­вен­ско­го р-на Ор­лов­ской обл. – 30.7.1944, Мо­ск­ва], рос. учё­ный, авиа­кон­ст­рук­тор, Ге­рой Соц. Тру­да (1940). Ро­дил­ся в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии Пет­рогр. по­ли­тех­нич. ин-та и кур­сов авиа­ции и воз­ду­хо­пла­ва­ния при нём (1916) ра­бо­тал на Рус­ско-Бал­тий­ском за­во­де (Пет­ро­град), где под рук. И. И. Си­кор­ско­го уча­ст­во­вал в по­строй­ке са­мо­лё­та «Илья Му­ро­мец». С 1918 на за­во­де «Дукс» в Мо­ск­ве (с кон. 1918 Гос. авиац. за­вод № 1, с 2013 ра­кет­но-кос­мич. центр «Про­гресс»), ру­ко­во­дил тех­нич. от­де­лом. В 1923 П. соз­дал пер­вый сов. ис­тре­би­тель-мо­но­план И-1 (ИЛ-400), раз­вед­чик Р-1 (би­план), став­ший пер­вым мас­со­вым се­рий­ным сов. са­мо­лё­том. С 1926 нач. от­де­ла су­хо­пут­но­го са­мо­лё­то­строе­ния Центр. кон­ст­рук­тор­ско­го бю­ро «Авиа­трест». В 1927 П. соз­дал ис­тре­би­тель И-3, в 1928 – раз­вед­чик Р-5 (по­лу­чил ши­ро­кую из­вест­ность в свя­зи со спа­се­ни­ем экс­пе­ди­ции па­ро­хо­да «Че­лю­скин»), са­мо­лёт пер­во­на­чаль­но­го обу­че­ния У-2, по­лу­чив­ший все­мир­ную из­вест­ность и пе­ре­име­но­ван­ный в По-2 по­сле его смер­ти. В 1929 П. не­обос­но­ван­но ре­прес­си­ро­ван (ам­ни­сти­ро­ван в 1931, реа­би­ли­ти­ро­ван в 1956), на­прав­лен в «Осо­бое кон­ст­рук­тор­ское бю­ро» (ЦКБ-39 ОГПУ), ор­га­ни­зо­ван­ное в Бу­тыр­ской тюрь­ме, за­тем пе­ре­ве­дён­ное на Моск. авиа­за­вод № 39 им. В. Р. Мен­жин­ско­го; совм. с Д. П. Гри­го­ро­ви­чем в 1930 раз­ра­бо­тал ис­тре­би­тель И-5, ко­то­рый на­хо­дил­ся на воо­ру­же­нии 9 лет. В 1933–38 ру­ко­во­дил соз­да­ни­ем ис­тре­би­те­лей И-15, И-16, И-153 «Чай­ка», И-180, со­ста­вив­ших ос­но­ву сов. ис­тре­бит. авиа­ции в пред­во­ен­ные го­ды. С 1940 гл. кон­ст­рук­тор Гос. за­во­да № 51 и нач. ОКБ-51; П. од­ним из пер­вых кон­ст­рукто­ров раз­де­лил про­ек­ти­ро­ва­ние са­мо­лё­тов на спе­циа­ли­зир. час­ти. В 1938–44 раз­ра­бо­тал ряд опыт­ных во­ен. са­мо­лё­тов И-185 (1939), И-190 (1939), И-195 (1940), тя­жё­лый ис­тре­би­тель со­про­во­ж­де­ния (ТИС, 1940) и др. Од­ной из по­след­них его ра­бот был про­ект ра­кет­но­го ис­тре­би­те­ля «Ма­лют­ка». С 1943 проф. и зав. ка­фед­рой кон­ст­рук­ций са­мо­лё­тов МАИ. Де­пу­тат Вер­хов­но­го Со­ве­та 1-го со­зы­ва (с 1937). Гос. пр. СССР (1941, 1943). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1935, 1940). Име­нем П. на­зван пик на Па­ми­ре.

Лит.: Стра­же­ва И. В. По­ле­та воль­ное упор­ст­во. М., 1986; Н. Н. По­ли­кар­пов: Кни­га-аль­бом / Под ред. А. П. Олей­ни­ко­вой. Орел, 2002.

Вернуться к началу