Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОДЪЁМНИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 574

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОДЪЁМНИК, гру­зо­подъ­ём­ная ма­ши­на, пред­на­зна­чен­ная для вер­ти­каль­но­го или на­клон­но­го ме­жу­ров­не­во­го пе­ре­ме­ще­ния лю­дей и/или гру­зов в спе­ци­аль­ных гру­зо­не­су­щих уст­рой­ст­вах. П. клас­си­фи­ци­ру­ют по прин­ци­пу пре­рыв­но­го (цик­лич­но­го) и не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия; спо­со­бу пе­ре­да­чи воз­дей­ст­вия от при­во­да к гру­зо­не­су­щим уст­рой­ст­вам – на ка­нат­ные, цеп­ные, ре­еч­ные, вин­то­вые и плун­жер­ные. Пре­иму­ще­ст­вен­ное рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли ка­нат­ные П., в ко­то­рых гру­зо­не­су­щие уст­рой­ст­ва под­ве­ши­ва­ют­ся на сталь­ных ка­на­тах, оги­баю­щих ка­на­то­ве­ду­щие шки­вы или на­ви­вае­мых на ба­ра­ба­ны подъ­ём­ных ле­бё­док. В П. с ка­на­то­ве­ду­щи­ми шки­ва­ми, пе­ре­даю­щи­ми тя­го­вое уси­лие тре­ни­ем, гру­зо­не­су­щие уст­рой­ст­ва (ка­би­на, клеть, скип, плат­фор­ма, те­леж­ка или ва­гон) урав­но­ве­ши­ва­ют­ся др. та­ки­ми же уст­рой­ст­ва­ми или про­ти­во­ве­сом, так­же дви­жу­щи­ми­ся по на­прав­ляю­щим. П. име­ют, как пра­ви­ло, элек­трич. (ре­же гид­рав­лич.) при­вод. П. яв­ля­ют­ся сред­ст­вом ме­ха­ни­за­ции при про­ве­де­нии по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных ра­бот в пром-сти, строи­тель­ст­ве, на транс­пор­те, в гор­ном де­ле и с. х-ве. Их фор­мы и ти­пы раз­но­об­раз­ны.

В жи­лых, об­ществ., адм. и пром. зда­ни­ях по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние лиф­ты, эс­ка­ла­то­ры, ре­же па­тер­но­сте­ры. Для подъ­ё­ма лю­дей в ва­го­нах по рель­со­во­му на­клон­но­му пу­ти на го­ры, кру­тые бе­ре­га и др. ес­те­ст­вен­ные воз­вы­ше­ния слу­жат ка­нат­ные до­ро­ги, фу­ни­ку­лё­ры. Для вы­да­чи на по­верх­ность по­лез­ных ис­ко­пае­мых и пус­тых по­род в шах­тах, руд­ни­ках и карь­е­рах, для за­груз­ки до­мен­ных пе­чей при­ме­ня­ют ски­по­вые подъ­ём­ни­ки. При под­зем­ной раз­ра­бот­ке по­лез­ных ис­ко­пае­мых для подъ­ё­ма (спус­ка) лю­дей, обо­ру­до­ва­ния, ма­те­риа­лов при­ме­ня­ют­ся клеть­е­вые П. (ско­рость дви­же­ния гру­зо­вых П. ко­леб­лет­ся в пре­де­лах 0,1–1,5 м/с, гру­зо­подъ­ём­ность 0,25–15 т; ма­лых то­вар­ных – 50–100 кг; ско­рость пас­са­жир­ских – 0,5–3,5 м/с, гру­зо­подъ­ём­ность 0,25–1,5 т). Со­ору­же­ние зда­ний ве­дут с по­мо­щью гру­зо­подъ­ём­ных кра­нов, стро­ит. П. – мач­то­вых, ка­нат­ных, шахт­ных; мон­таж на­пор­ных тру­бо­про­во­дов при строи­тель­ст­ве вы­со­ко­гор­ных ГЭС осу­ще­ст­в­ля­ют спец. те­ле­жеч­ны­ми П. Пе­ре­движ­ные П. при­ме­ня­ют­ся гл. обр. на скла­дах для ук­ла­ды­ва­ния в шта­бе­ли мас­со­вых штуч­ных гру­зов. Кро­ме то­го, они ис­поль­зу­ют­ся так­же и для не­ко­то­рых по­гру­зоч­ных ра­бот. Пе­ре­движ­ные П. под­раз­де­ля­ют­ся на не­са­мо­ход­ные (шта­бе­ле­ук­лад­чи­ки, гру­зо­подъ­ём­ность 250–1000 кг, вы­со­та подъ­ё­ма до 5 м) и са­мо­ход­ные – ав­то­по­груз­чи­ки. Разл. ти­пы П. ис­поль­зу­ют­ся на ре­монт­ных за­во­дах (напр., для подъ­ё­ма ав­то­мо­би­лей и др.), при об­слу­жи­ва­нии и мел­ком ре­мон­те зда­ний, газ­голь­де­ров и др. вы­со­ких со­ору­же­ний. П. на­зы­ва­ют так­же уст­рой­ст­ва для подъ­ё­ма су­дов при дви­же­нии их по ка­на­лам с раз­ны­ми уров­ня­ми во­ды (см. Су­до­подъ­ём­ник).

Вернуться к началу