Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОДЗЕ́МНЫЕ СООРУЖЕ́НИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 548

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Маковский

ПОДЗЕ́МНЫЕ СООРУЖЕ́НИЯ, объ­ек­ты строи­тель­ст­ва, гл. час­ти ко­то­рых рас­по­ла­га­ют­ся под по­верх­но­стью зем­ли. По функ­цио­наль­но­му на­зна­че­нию П. с. де­лят­ся: на пред­при­ятия гор­но­до­бы­ваю­щей пром-сти (уголь­ные, руд­ные и не­руд­ные шах­ты); транс­порт­ные объ­ек­ты (ж.-д., ав­то­до­рож­ные, пе­ше­ход­ные, су­до­ход­ные тон­не­ли, тон­не­ли и стан­ции мет­ро­по­ли­те­на, во­кза­лы); гид­ро­тех­нич. объ­ек­ты (во­до­про­пуск­ные тон­не­ли, ма­шин­ные за­лы ГЭС, АЭС и др.); хра­ни­ли­ща га­за, неф­те­про­дук­тов, пить­е­вой во­ды, вин, про­дук­тов пи­та­ния и пром. то­ва­ров; объ­ек­ты гор. хо­зяй­ст­ва (скла­ды, АТС, транс­фор­ма­тор­ные под­стан­ции, ав­то­сто­ян­ки и га­ра­жи, ар­хи­вы, спорт­ком­плек­сы, зре­лищ­ные пред­при­я­тия, ком­му­наль­ные тон­не­ли); н.-и. объ­ек­ты (кол­лай­де­ры, ла­бо­ра­то­рии, аэ­ро­ди­на­мич. тру­бы, из­ме­рит. стан­ции); пред­при­ятия обо­рон­но­го ха­рак­те­ра и во­ен. объ­ек­ты (убе­жи­ща, за­во­ды, мор. ба­зы, аэ­ро­дро­мы, гос­пи­та­ли).

П. с. мо­гут быть мно­го­це­ле­вы­ми, объ­е­ди­няю­щи­ми транс­порт­ные объ­ек­ты, объ­ек­ты гор. хо­зяй­ст­ва, обо­рон­ные пред­при­ятия и др. В со­от­вет­ст­вии с пла­ни­ро­воч­ной схе­мой раз­ли­ча­ют про­тя­жён­ные П. с. (тон­не­ли), дли­на ко­то­рых во мно­го раз пре­вы­ша­ет раз­ме­ры их по­пе­реч­но­го се­че­ния, и П. с. ог­ра­нич. дли­ны (га­ра­жи, стан­ции мет­ро­по­ли­те­на, хра­ни­ли­ща и т. п.). П. с. воз­во­дят как под за­стро­ен­ной, так и не­за­стро­ен­ной тер­ри­то­ри­ей. В пер­вом слу­чае они мо­гут быть изо­ли­ро­ван­ны­ми от на­зем­ных зда­ний и со­ору­же­ний, а так­же встро­ен­ны­ми (со­вме­щён­ны­ми с под­зем­ны­ми эта­жа­ми зда­ний) или при­стро­ен­ны­ми (рас­по­ло­жен­ны­ми ря­дом со зда­ния­ми и со­еди­нён­ны­ми с ни­ми под­зем­ны­ми про­ез­да­ми и пе­ре­хо­да­ми). П. с. уст­раи­ва­ют как од­но-, так и мно­го­ярус­ны­ми, раз­ме­щая их на разл. глу­би­не от по­верх­но­сти зем­ли. Фор­ма и раз­ме­ры П. с. оп­ре­де­ля­ют­ся их на­зна­че­ни­ем, инж.-гео­ло­гич. ус­ло­вия­ми, глу­би­ной за­ло­же­ния. Так, П. с. глу­бо­ко­го за­ло­же­ния (св. 12 м от по­верх­но­сти зем­ли) име­ют пре­им. свод­ча­тое или кру­го­вое очер­та­ние, а П. с. мел­ко­го за­ло­же­ния – пря­мо­уголь­ное. Про­лё­ты и вы­со­та под­зем­ных вы­ра­бо­ток мо­гут дос­ти­гать не­сколь­ких де­сят­ков мет­ров.

Строи­тель­ст­во П. с. ве­дёт­ся с древ­ней­ших вре­мён (Древ­няя Гре­ция, Древ­ний Еги­пет, Ва­ви­лон, Ас­си­рия, Древ­ний Рим). Кон­ст­рук­ции и спо­со­бы строи­тель­ст­ва П. с. оп­ре­де­ля­ют­ся раз­ме­ра­ми под­зем­ной вы­ра­бот­ки и инж.-гео­ло­гич. ус­ло­вия­ми. В креп­ких скаль­ных по­ро­дах при­ме­ня­ют пре­им. гор­ные спо­со­бы с раз­ра­бот­кой по­ро­ды бу­ро­взрыв­ным ме­то­дом или с по­мо­щью ме­ха­ни­зир. тон­не­ле­про­ходч. ма­шин. Од­но­ярус­ные вы­ра­бот­ки рас­кры­ва­ют сра­зу на пол­ный про­филь, мно­го­ярус­ные – по час­тям. В по­лу­скаль­ных по­ро­дах ши­ро­ко при­ме­ня­ют но­вый ав­ст­рий­ский спо­соб про­ход­ки тон­не­лей с уст­рой­ст­вом пер­вич­ной тон­ко­стен­ной кре­пи из на­брызг-бе­то­на, уси­лен­но­го ре­шёт­ча­ты­ми ар­ка­ми или скаль­ны­ми ан­ке­ра­ми, с по­сле­дую­щим воз­ве­де­ни­ем вто­рич­ной кре­пи из на­брызг-бе­то­на или мо­но­лит­но­го бе­то­на. При про­ход­ке тон­не­лей в мяг­ких и сла­бо­ус­той­чи­вых во­до­нос­ных грун­тах наи­бо­лее эф­фек­тив­но ис­поль­зо­ва­ние тон­не­ле­про­ходч. ме­ха­ни­зир. ком­плек­сов, в со­став ко­то­рых вхо­дят щи­то­вые аг­ре­га­ты с т. н. при­гру­зоч­ны­ми ка­ме­ра­ми, за­пол­нен­ны­ми под дав­ле­ни­ем спец. гли­ни­стым рас­тво­ром (бен­то­ни­то­вой сус­пен­зи­ей), грун­том или пе­ног­рун­том. Под при­кры­ти­ем щи­та воз­во­дят тон­нель­ную об­дел­ку из ме­тал­лич. или жел.-бе­тон. эле­мен­тов с уп­лот­ни­те­ля­ми в сты­ках. С при­ме­не­ни­ем та­ких щи­тов (диа­метр от 5,5 до 15 м) по­строе­ны мн. тон­не­ли мет­ро­по­ли­те­на, гид­ро­тех­нич. и транс­порт­ные тон­не­ли, в ча­ст­но­сти тон­нель под прол. Ла-Манш, Ле­фор­тов­ский и Се­реб­ря­но­бор­ский тон­не­ли в Мо­ск­ве.

П. с. мел­ко­го за­ло­же­ния воз­во­дят от­кры­тым или по­лу­за­кры­тым (тран­шей­ным) спо­со­бом с при­ме­не­ни­ем тех­но­ло­гии «сте­на в грун­те», а так­же спо­со­бом опу­ск­но­го ко­лод­ца, при­чём в слож­ных инж.-гео­ло­гич. ус­ло­ви­ях эти спо­со­бы при­ме­ня­ют в со­че­та­нии со спец. ра­бо­та­ми по ста­би­ли­за­ции грун­то­во­го мас­си­ва (ис­кусств. за­мо­ра­жи­ва­ние, хи­мич. за­кре­п­ле­ние, струй­ная це­мен­та­ция, во­до­по­ни­же­ние).

Для нор­маль­но­го и безо­пас­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния все П. с. в со­от­вет­ст­вии с их на­зна­че­ни­ем ос­на­ща­ют разл. экс­плуа­тац. обо­ру­до­ва­ни­ем: сис­те­ма­ми вен­ти­ля­ции, ды­мо­уда­ле­ния и кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния воз­ду­ха, ос­ве­ще­ния, во­до­от­во­да; про­ти­во­по­жар­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми; сред­ст­ва­ми ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий воз­мож­ных ава­рий­ных си­туа­ций. Кон­троль за ра­бо­той уст­ройств и обо­ру­до­ва­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся из дис­пет­чер­ско­го по­ме­ще­ния.

Лит.: Ма­ков­ский Л. В. Го­род­ские под­зем­ные транс­порт­ные со­ору­же­ния. 2-е изд. М., 1985; он же. Про­ек­ти­ро­ва­ние ав­то­до­рож­ных и го­род­ских тон­не­лей. М., 1993; Аб­рам­чук В. П., Вла­сов С. Н., Мос­тков В. М. Под­зем­ные со­ору­же­ния. М., 2010.

Вернуться к началу