Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПНЕВМАТИ́ЧЕСКИЙ ТРА́НСПОРТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 467

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Волшаник

ПНЕВМАТИ́ЧЕСКИЙ ТРА́НСПОРТ, вид транс­пор­та, пред­на­зна­чен­ный для пе­ре­ме­ще­ния разл. сы­пу­чих ма­те­риа­лов или штуч­ных гру­зов по транс­порт­ным ком­му­ни­ка­ци­ям (напр., тру­бо­про­во­дам) за счёт ис­поль­зо­ва­ния энер­гии га­зо­об­раз­ной не­су­щей сре­ды (обыч­но воз­ду­ха, ре­же др. га­за, напр. азо­та, для транс­пор­ти­ро­ва­ния по­жа­ро- и взры­во­опас­ных ма­те­риа­лов). Пе­ре­ме­ще­ние сы­пу­чих ма­те­риа­лов в тру­бо­про­во­де в сме­си с воз­ду­хом осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тём пе­ре­но­са твёр­дых час­тиц во взве­шен­ном со­стоя­нии об­те­каю­щим их по­то­ком воз­ду­ха или на­сы­ще­ни­ем ма­те­риа­ла воз­ду­хом, в ре­зуль­та­те че­го ма­те­ри­ал при­об­ре­та­ет т. н. те­ку­честь.

Ус­та­нов­ки П. т., как пра­ви­ло, вклю­ча­ют: од­но или неск. уст­ройств для соз­да­ния по­то­ка не­су­щей сре­ды (напр., вен­ти­ля­тор, воз­ду­хо­дув­ка, ком­прес­сор, ва­ку­ум-на­сос); за­гру­зоч­ные уст­рой­ст­ва для вво­да в по­ток сы­пу­чих ма­те­риа­лов или штуч­ных гру­зов (напр., ка­мер­ные и вин­то­вые пи­та­те­ли, на­гне­та­те­ли, на­со­сы, ин­жек­то­ры, за­бор­ные уст­рой­ст­ва); транс­порт­ные ком­му­ни­ка­ции; уст­рой­ства для от­де­ле­ния твёр­дых час­тиц от не­су­щей сре­ды (напр., оса­ди­тель­ные ка­ме­ры, шлю­зо­вые за­тво­ры, ци­кло­ны, фильт­ры); при­бо­ры ав­то­ма­тич. кон­тро­ля и управ­ле­ния, и др. Раз­ли­ча­ют вса­сы­ваю­щие, на­гне­та­тель­ные и ком­би­ни­ров. ус­та­нов­ки П. т. Во вса­сы­ваю­щих ус­та­нов­ках воз­ду­хо­дув­ные уст­рой­ст­ва (ко­то­рые рас­по­ла­га­ют в кон­це тру­бо­про­во­да) соз­да­ют раз­ре­же­ние сре­ды, вслед­ст­вие че­го сы­пу­чий ма­те­ри­ал за­хва­ты­ва­ет­ся по­то­ком воз­ду­ха в за­бор­ное уст­рой­ст­во (напр., со­пло) и пе­ре­ме­ща­ет­ся по тру­бо­про­во­ду. На вы­хо­де (напр., в оса­ди­тель­ной ка­ме­ре) про­ис­хо­дит от­де­ле­ние сы­пу­че­го ма­те­риа­ла от по­то­ка воз­ду­ха, за­тем ма­те­ри­ал вы­во­дит­ся че­рез шлю­зо­вые за­тво­ры; воз­дух очи­ща­ет­ся от пы­ли в пы­ле­уло­ви­те­ле и вы­бра­сы­ва­ет­ся в ат­мо­сфе­ру. Вса­сы­ваю­щие ус­та­нов­ки ра­бо­та­ют без пы­ле­вы­де­ле­ния и спо­соб­ны за­би­рать сы­пу­чий ма­те­ри­ал из не­сколь­ких пунк­тов, пе­ре­да­вая его в еди­ный сбор­ник-на­ко­пи­тель. Т. к. соз­да­вае­мое до­пус­ти­мое раз­ря­же­ние не пре­вы­ша­ет 0,08–0,09 МПа, вса­сы­ваю­щие ус­та­нов­ки при­ме­ня­ют для транс­пор­ти­ро­ва­ния ма­те­риа­лов на не­боль­шие рас­стоя­ния, напр. при раз­груз­ке це­мен­та из ж.-д. ва­го­нов.

В на­гне­тат. ус­та­нов­ках воз­ду­хо­дув­ные уст­рой­ст­ва (рас­по­ла­гае­мые в на­ча­ле тру­бо­про­во­да) мо­гут соз­да­вать вы­со­кое из­бы­точ­ное дав­ле­ние (до 0,8 МПа), что по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять транс­пор­ти­ро­ва­ние ма­те­риа­лов на зна­чит. рас­стоя­ния (до не­сколь­ких км). Раз­ли­ча­ют на­гне­тат. ус­та­нов­ки низ­ко­го (до 0,01 МПа), сред­не­го (до 0,1 МПа) и вы­со­ко­го (до 0,8 МПа) дав­ле­ния. На­гне­тат. ус­та­нов­ки час­то ис­поль­зу­ют на пред­при­яти­ях стро­ит., хи­мич., пи­ще­вой, уголь­ной, гор­но­руд­ной, энер­ге­тич. пром-сти для транс­пор­ти­ро­ва­ния мел­ко­кус­ко­вых и по­рош­ко­об­раз­ных гру­зов. Раз­но­вид­но­стью ус­та­но­вок на­гне­тат. ти­па яв­ля­ет­ся аэра­ци­он­ная ус­та­нов­ка (аэ­ро­жё­лоб), при­ме­няе­мая для транс­пор­ти­ро­ва­ния по­рош­ко­об­раз­ных ма­те­риа­лов (напр., му­ки, це­мен­та). На­гне­тат. ус­та­нов­ки кон­тей­нер­но­го П. т. осу­ще­ст­в­ля­ют пе­ре­ме­ще­ние спец. кон­тей­не­ров (напр., ва­го­не­ток ци­лин­д­рич. фор­мы, кап­сул), ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся так­же в ка­че­ст­ве пнев­ма­тич. по­ч­ты и тран­спор­ти­ру­ют­ся по тру­бам (см. Поч­то­вая связь). Тру­бо­про­во­ды мон­ти­ру­ют из ме­тал­лич. или жел.-бе­тон. труб боль­шо­го диа­мет­ра (обыч­но 0,5–1,6 м); при­ме­ня­ют кон­тей­не­ры вме­сти­мо­стью 0,3–10 м3. Воз­ду­хо­дув­ные уст­рой­ст­ва рас­по­ла­га­ют в ко­неч­ных пунк­тах и по дли­не тру­бо­про­во­да. Ком­би­ни­ро­ван­ные (вса­сы­ваю­ще-на­гне­та­тель­ные) ус­та­нов­ки со­че­та­ют осн. пре­иму­ще­ст­ва рас­смот­рен­ных вы­ше ус­та­но­вок.

Дос­то­ин­ст­ва П. т.: гер­ме­тич­ность сис­те­мы и от­сут­ст­вие по­терь пе­ре­ме­щае­мых гру­зов, воз­мож­ность за счёт при­ме­не­ния раз­ветв­лён­ных тру­бо­про­во­дов пе­ре­ме­щать гру­зы из не­сколь­ких мест в од­но и на­обо­рот, удоб­ст­во со­пря­же­ния го­ри­зон­таль­ных, на­клон­ных и вер­ти­каль­ных уча­ст­ков. Не­дос­тат­ки: вы­со­кий рас­ход энер­гии и ин­тен­сив­ный из­нос тру­бо­про­во­дов.

Лит.: Смол­ды­рев A. E. Гид­ро- и пнев­мо­транс­порт в ме­тал­лур­гии. 3-е изд. M., 1985; Пнев­мотранс­порт­ное обо­ру­до­ва­ние: Спра­воч­ник / Под ред. M. П. Ка­ли­нуш­ки­на. Л., 1986; http://www.detalmach.ru/lect31.htm.

Вернуться к началу