Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИЛОТА́Ж

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 206

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Петручик

ПИЛОТА́Ж (франц. pilotage, от piloter – вес­ти са­мо­лёт), про­стран­ст­вен­ное ма­нев­ри­ро­ва­ние ЛА с це­лью вы­пол­не­ния фи­гур в воз­ду­хе. Фи­гу­рой П. при­ня­то на­зы­вать дви­же­ние ЛА по за­ра­нее оп­реде­лён­ной тра­ек­то­рии, при этом ему при­да­ют­ся по­ло­же­ния, не свой­ст­вен­ные го­ри­зон­таль­но­му по­лё­ту. Из отд. фи­гур фор­ми­ру­ют­ся ком­плек­сы, ко­то­рые де­мон­ст­ри­ру­ют­ся на авиа­шоу и со­рев­но­ва­ни­ях. По сте­пе­ни слож­но­сти П. де­лят на про­стой, слож­ный и выс­ший (фи­гу­ры вы­пол­ня­ют­ся на кри­тич. ре­жи­мах по­лё­та ЛА); по ко­ли­чест­ву уча­ст­вую­щих ЛА – на оди­ноч­ный и груп­по­вой. Де­ле­ние фи­гур П. по слож­но­сти ме­ня­ет­ся по ме­ре то­го, как со­вер­шен­ст­ву­ют­ся ЛА. Мно­гие фи­гу­ры, ко­то­рые сей­час от­но­сят к про­сто­му пи­ло­та­жу, рань­ше счи­та­лись выс­шим пи­ло­та­жем.

Фигуры простого пилотажа

Рис. 1. Фигуры простого пилотажа: а – вираж; б – горизонтальная восьмёрка; в – боевой разворот; г – спираль; д – пикирование; е – горка.

Ви­раж – раз­во­рот ЛА на 360° в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти (рис. 1, а) с по­сто­ян­ным кре­ном и ско­ро­стью. Го­ри­зон­таль­ная вось­мёр­ка – замк­ну­тая тра­ек­то­рия, сход­ная с циф­рой 8 в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти (рис. 1, б). Бое­вой раз­во­рот – энер­гич­ный на­бор вы­со­ты с од­но­вре­мен­ным раз­во­ро­том ЛА на за­дан­ный угол (рис. 1, в). Спи­раль – дви­же­ние ЛА по спи­раль­ной тра­ек­то­рии (вин­то­вой ли­нии) с из­ме­не­ни­ем вы­со­ты (рис. 1, г). Пи­ки­ро­ва­ние – сни­же­ние ЛА по на­клон­ной к го­ри­зон­ту (с уг­лом на­кло­на бо­лее 30°) пря­мо­ли­ней­ной тра­ек­то­рии, ле­жа­щей в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти (рис. 1, д). Гор­ка – из­ме­не­ние уг­ла на­кло­на тра­ек­то­рии ЛА с це­лью бы­ст­ро­го на­бо­ра вы­со­ты (по­лёт по вос­хо­дя­щей тра­ек­то­рии без кре­на), фи­гу­ра, про­ти­во­по­лож­ная пи­ки­ро­ва­нию (рис. 1, е).

Фигуры сложного пилотажа

Рис. 2. Фигуры сложного пилотажа: а – бочка; б – переворот; в – петля Нестерова; г – штопор; д – полупетля (иммельман); е – поворот на горке (ранверсман).

Боч­ка – по­во­рот ЛА во­круг про­доль­ной оси на 360° и бо­лее без из­ме­не­ния на­прав­ле­ния дви­же­ния (рис. 2, а). Пе­ре­во­рот – по­во­рот ЛА от­но­си­тель­но про­доль­ной оси на 180° с по­сле­дую­щим дви­же­ни­ем по нис­хо­дя­щей тра­ек­то­рии в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти и вы­хо­дом в го­ри­зон­таль­ный по­лёт в на­прав­ле­нии, об­рат­ном вхо­ду (рис. 2, б). Пет­ля Не­сте­ро­ва («мёрт­вая пет­ля») – замк­ну­тая кри­вая (пет­ля) в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти (рис. 2, в), впер­вые вы­пол­нил в 1913 П. Н. Не­сте­ровШто­пор – кри­тич. ре­жим по­лё­та ЛА, при ко­то­ром про­ис­хо­дит рез­кое его сни­же­ние по кру­той спи­ра­ли ма­ло­го ра­диу­са с од­но­вре­мен­ным вра­ще­ни­ем (рис. 2, г); бы­ва­ет пря­мой, об­рат­ный, пло­ский. В 1916 рос. лёт­чик К. К. Ар­це­улов впер­вые на­ме­рен­но ввёл са­мо­лёт «Нью­пор-21» в што­пор. По­сле трёх вит­ков ему уда­лось пе­ре­вес­ти ма­ши­ну в пи­ки­ро­ва­ние, а за­тем вы­ров­нять по­лёт. По­лу­пет­ля (им­мель­ман) – по­ло­ви­на вос­хо­дя­щей пет­ли, ко­то­рая за­вер­ша­ет­ся в верх­ней точ­ке пе­ре­во­ро­том ЛА на 180° для вы­хо­да в обыч­ный го­ризон­таль­ный по­лёт (рис. 2, д); на­зва­на в честь нем. лёт­чи­ка М. Им­мель­ма­на. По­во­рот на гор­ке (ран­верс­ман) – гор­ка с раз­во­ро­том ЛА на 180° без по­во­ро­та во­круг про­доль­ной оси и пи­ки­ро­ва­ния в на­прав­ле­нии, об­рат­ном на­прав­ле­нию гор­ки (рис. 2, е), и др.

Фигуры высшего пилотажа

Рис. 3. Фигуры высшего пилотажа: а – «кобра Пугачёва»; б, в – колокол; г – хук; д – чакра Фролова.

Коб­ра (аэ­ро­ди­на­мич. тор­мо­же­ние) – фи­гу­ра П., при ко­то­рой лёт­чик тор­мо­зит свой ЛА, за­ки­ды­вая его на сверх­кри­тич. (за­кри­тич.) уг­лы ата­ки до 120° (рис. 3, а); впер­вые вы­пол­нил рос. лёт­чик-ис­пы­та­тель И. П. Волк. Коб­ра бы­ла про­де­мон­ст­ри­ро­ва­на в 1989 на авиа­са­ло­не в Ле-Бур­же (Фран­ция, близ Па­ри­жа) В. Г. Пу­га­чё­вым (от­сю­да назв. «коб­ра Пу­га­чё­ва») на са­мо­лё­те Су-27. Ко­ло­кол – фи­гу­ра П., вы­пол­няе­мая в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти; в на­ча­ле тра­ек­то­рия по­лё­та ЛА ис­крив­ля­ет­ся вверх с по­сле­дую­щим кру­тым на­бо­ром вы­со­ты до пол­ной по­те­ри ско­ро­сти; за­тем ЛА на­чи­на­ет па­дать с по­во­ро­том кор­пу­са в ту или иную сто­ро­ну и кру­то пи­ки­ру­ет вниз (рис. 3, б). В 1988 на авиа­са­ло­не в Фарн­бо­ро (Ве­ли­ко­бри­та­ния, граф­ст­во Хэмп­шир) А. Н. Кво­чур впер­вые про­де­мон­ст­ри­ро­вал мо­ди­фи­ка­цию ко­ло­ко­ла на са­мо­лё­те МиГ-29 (рис. 3, в). Хук впер­вые про­де­мон­ст­ри­ро­вал Е. И. Фро­лов в 1995 на са­мо­лёте Су-35 (рис. 3, г). Куль­бит (франц. cul­bute, букв. – ку­выр­ка­нье) впер­вые вы­пол­нен Е. И. Фро­ло­вым в 1995 на са­мо­лё­те Су-35. Ча­кра Фро­ло­ва (по на­зва­нию древ­не­го инд. ору­жия) – раз­во­рот в плос­ко­сти тан­га­жа на 360°, свое­об­раз­ный воз­душ­ный куль­бит (рис. 3, д). При вы­пол­не­нии этой фи­гу­ры ЛА де­лает мёрт­вую пет­лю ма­ло­го ра­диу­са на очень ма­лых ско­ро­стях по­лё­та, прак­ти­че­ски раз­во­ра­чи­ва­ясь во­круг сво­его хво­ста; впер­вые вы­пол­не­на Е. И. Фро­ло­вым в 1995 на са­мо­лё­те Су-35.

Пер­вый чем­пио­нат ми­ра по выс­ше­му пи­ло­та­жу про­шёл в 1960 в Бра­ти­сла­ве. Со­рев­но­ва­ния по выс­ше­му пи­ло­та­жу про­во­дят­ся на порш­не­вых од­нодви­га­тель­ных са­мо­лё­тах (в от­ли­чие от по­ка­за­тель­ных вы­сту­п­ле­ний, ко­то­рые час­то про­во­дят­ся на ре­ак­тив­ных ско­ро­ст­ных и ма­нёв­рен­ных са­мо­лё­тах, в т. ч. в груп­пе), а так­же на пла­нё­рах.

Лит.: Аэ­ро­ме­ха­ни­ка са­мо­ле­та: ди­на­ми­ка по­ле­та / Под ред. А. Ф. Боч­ка­ре­ва, В. В. Ан­д­ре­ев­ско­го. 2-е изд. М., 1985; Ди­на­ми­ка по­ле­та / Под ред. Г. С. Бюш­ген­са. М., 2011.

Вернуться к началу