Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕШЕХО́ДНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 160

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Маковский

ПЕШЕХО́ДНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ (под­зем­ный пе­ре­ход), тон­нель, пред­на­зна­чен­ный для про­пус­ка пе­ше­ход­ных по­то­ков под транс­порт­ны­ми ма­ги­ст­ра­ля­ми, на­сы­пя­ми, дам­ба­ми, ре­ка­ми, ка­на­ла­ми, взлёт­но-по­са­доч­ны­ми по­ло­са­ми и др. Со­ору­жа­ет­ся ча­ще все­го в го­ро­дах. П. т. со­сто­ит из под­зем­ной (тон­нель­ной) час­ти и кон­це­вых (ино­гда и про­ме­жу­точ­ных) вхо­дов и вы­хо­дов в ви­де ле­ст­ниц, пан­ду­сов, эс­ка­ла­то­ров или лиф­тов.

Для пе­ре­се­че­ния транс­порт­ных ма­ги­ст­ра­лей со­ору­жа­ют оди­ноч­ные П. т. ли­ней­но­го ти­па, на круп­ных пе­ре­крё­ст­ках и пло­ща­дях уст­раи­ва­ют сеть тон­не­лей в ви­де вза­им­но пе­ре­се­каю­щих­ся или раз­ветв­ляю­щих­ся ко­ри­до­ров ли­бо П. т. «заль­но­го» ти­па с центр. рас­пре­де­лит. за­лом, где мо­гут раз­ме­щать­ся ма­га­зи­ны, ка­фе, ки­ос­ки и пр. Про­доль­ный про­филь П. т. де­ла­ет­ся од­но­скат­ным или двух­скат­ным вы­пук­ло­го или во­гну­то­го очер­та­ния; про­доль­ный ук­лон со­став­ля­ет 4–40‰. По­пе­реч­ное се­че­ние, как пра­ви­ло, пря­мо­уголь­ное, но мо­жет быть свод­ча­тым или кру­го­вым. Дли­на П. т. оп­ре­де­ля­ет­ся ши­ри­ной пе­ре­се­кае­мо­го пре­пят­ст­вия и со­став­ля­ет от 20 до 150 м и бо­лее; про­тя­жён­ные П. т. мо­гут быть ос­на­ще­ны дви­жу­щи­ми­ся тро­туа­ра­ми (тра­во­ла­то­ра­ми). Ши­ри­на тон­не­лей в све­ту в за­ви­си­мо­сти от ин­тен­сив­но­сти пе­ше­ход­ных по­то­ков со­став­ля­ет от 4 до 8 м и бо­лее, вы­со­та – от 2,3 до 3 м. Ср. про­пуск­ная спо­соб­ность П. т. ши­ри­ной 1 м ок. 2000 чел./ч.

П. т. со­ору­жа­ют пре­им. от­кры­тым спо­со­бом (ре­же спо­со­бом про­дав­ли­ва­ния) из мо­но­лит­но­го же­ле­зо­бе­то­на или из сбор­ных цель­ных сек­ций мас­сой до 15–20 т и за­щи­ща­ют от во­ды на­руж­ной гид­ро­изо­ля­ци­ей. В слож­ных инж.-гео­ло­гич. ус­ло­ви­ях до­пол­ни­тель­но при­ме­ня­ют ста­би­ли­за­цию не­ус­той­чи­вых во­до­на­сы­щен­ных грун­тов (за­мо­ра­жи­ва­ние, хи­мич. за­кре­п­ле­ние, струй­ная це­мен­та­ция и др.). Для обес­пе­че­ния ус­ло­вий безо­пас­ной экс­плуа­та­ции П. т. обо­ру­ду­ют сис­те­ма­ми ос­ве­ще­ния, во­до­от­во­да, вен­ти­ля­ции (в тон­не­лях дли­ной бо­лее 100 м), обог­ре­ва сту­пе­ней ле­ст­нич­ных мар­шей и др.

Вернуться к началу