Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРЕДЕ́РИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 628

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕРЕДЕ́РИЙ Гри­го­рий Пет­ро­вич [29.9(11.10).1871, Ейск – 14.12.1953, Мо­ск­ва], рос. учё­ный в об­лас­ти мос­то­строе­ния и строи­тель­ной ме­ха­ни­ки, акад. АН СССР (1943); один из ос­но­ва­те­лей отеч. на­уч. шко­лы мос­то­строе­ния. Ро­дил­ся в се­мье строи­те­ля. В 1897 окон­чил С.-Пе­терб. ин-т ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния. В 1897–1907 ра­бо­тал ин­же­не­ром на пред­при­яти­ях ж.-д. транс­пор­та (в т. ч. в Закав­ка­зье, на Мо­с­ков­ско-Ка­зан­ской ж. д.), од­но­вре­мен­но вёл н.-и. ра­бо­ту в об­лас­ти ма­ши­но­строе­ния. В 1901 в Тиф­ли­се ор­га­ни­зо­вал вы­пуск ж. «Ин­же­нер­ное де­ло», где опуб­ли­ко­вал свои пер­вые на­уч. ра­бо­ты. С 1902 пре­по­да­вал в Моск. инж. уч-ще (с 1924 Моск. ин-т ин­же­не­ров ж.-д. транс­пор­та), с 1907 – так­же в С.-Пе­терб. ин-те ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния, с 1908 – в Том­ском тех­но­ло­гич. ин-те, за­тем и в др. ву­зах. Проф. с 1919.

П. – ав­тор ря­да важ­ных инж. ре­ше­ний по во­про­сам со­ору­же­ния сбор­ных мос­тов, ин­ду­ст­ри­аль­ных ме­то­дов ра­бот, при­ме­не­ния же­ле­зо­бе­то­на, элек­тро­свар­ки в мос­то­строе­нии. П. при­над­ле­жит про­ект ароч­ной жел.-бе­тон. эс­та­ка­ды (дли­на ок. 2600 м, об­щая выс. 64 м) мос­та че­рез р. Амур в Ха­ба­ров­ске (1916) – са­мо­го круп­но­го на тот пе­ри­од мос­то­во­го пе­рехо­да в Вост. по­лу­ша­рии. Под рук. П. в 1932–38 в Ле­нин­гра­де че­рез р. Не­ва по­стро­ен жел.-бе­тон. мост им. Во­ло­дар­ско­го (с ис­поль­зо­ва­ни­ем в ар­ках труб­ча­той ар­ма­ту­ры) и осу­ще­ст­в­ле­на ко­рен­ная ре­кон­ст­рук­ция мос­та им. лей­те­нан­та Шмид­та, где впер­вые при­ме­не­на элек­тро­свар­ка ме­тал­лич. лис­тов в бал­ках, ос­во­ен но­вый спо­соб под­вод­но­го бе­то­ни­ро­ва­ния, а так­же пе­ре­кры­тия про­лё­тов с ис­поль­зо­ва­ни­ем не­раз­рез­ных ба­лок, что да­ло боль­шую эко­но­мию ме­тал­ла. П. раз­рабо­та­на но­вая ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния кур­са мос­тов, впер­вые об­ра­ще­но вни­ма­ние на ком­по­нов­ку мос­то­во­го со­ору­же­ния в це­лом. Гос. пр. СССР (1943). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1939).

Соч.: К тео­рии без­рас­кос­ных ферм. М., 1906; Ма­те­риа­лы для про­ек­ти­ро­ва­ния же­лез­ных ферм. 3-е изд. Л., 1927; Курс же­ле­зо­бе­тон­ных мос­тов. 5-е изд. М., 1931; Курс мос­тов. [6-е изд.]. М., 1944–1951. Т. 1–3.

Лит.: Про­фес­со­ра Том­ско­го по­ли­тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та: Био­гра­фи­че­ский спра­воч­ник / Авт.-сост. А. В. Га­га­рин. Томск, 2000.

Вернуться к началу