Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРАШЮ́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 317-318

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. В. Макаров

ПАРАШЮ́Т (франц. parachute, от па­ра... и франц. chute – па­де­ние), уст­рой­ст­во для тор­мо­же­ния объ­ек­та, дви­жу­ще­го­ся в воз­душ­ной сре­де. Для сни­же­ния ско­ро­сти сво­бод­но­го па­де­ния лёт­чи­ка, де­сант­ни­ка, спорт­сме­на-па­ра­шю­ти­ста, тех­нич. объ­ек­та или гру­за слу­жат спа­са­тель­ные, де­сант­ные, спор­тив­ные и гру­зо­вые П. Для обес­пе­че­ния безо­пас­ной по­сад­ки кос­мич. ап­па­ра­тов в ат­мо­сфе­ре Зем­ли (пла­нет) при­ме­ня­ют­ся по­са­доч­ные П. Для соз­да­ния уси­лий, на­прав­лен­ных про­тив век­то­ра ско­ро­сти дви­же­ния объ­ек­та в воз­ду­хе, ис­поль­зу­ют­ся спец. П. – про­ти­во­што­пор­ные, ста­би­ли­зи­рую­щие, тор­моз­ные.

Осн. час­ти П.: ку­пол со стро­па­ми, за­кре­п­лён­ны­ми на под­вес­ной сис­те­ме, вы­тяж­ное коль­цо, ра­нец для ком­пакт­но­го раз­ме­ще­ния осн., вы­тяж­но­го и за­пас­но­го П. Ис­поль­зу­ют­ся П., имею­щие разл. фор­му ку­по­ла в пла­не (круг­лую, пря­мо­уголь­ную, тре­уголь­ную); пло­щадь ку­по­ла осн. П. 50–80 м2, за­пас­но­го П. 40–50 м2 (ми­ним. пло­щадь для безо­пас­но­го сни­же­ния че­ло­ве­ка), ско­рость нор­маль­но­го сни­же­ния П. не пре­вы­ша­ет 7 м/с. Ку­пол П. вы­пол­ня­ет­ся из тка­ней (шёлк, хло­пок, най­лон, ка­прон, стек­ло­ме­тал­ли­зир. во­лок­но и др.) разл. воз­ду­хо­про­ницае­мо­сти – от 0 до 500 дм3/(м2·с), ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют­ся не­сми­нае­мо­стью, вы­со­ки­ми проч­но­стью, тер­мо­стой­ко­стью и ма­лой удель­ной мас­сой. П. вво­дит­ся в дей­ст­вие от ав­то­ма­тич. при­бо­ра или вруч­ную, а так­же при­ну­ди­тель­но – при от­де­ле­нии па­ра­шю­ти­ста от ЛА на дли­ну вы­тяж­ной ве­рёв­ки (фа­ла), один ко­нец ко­то­рой кре­пит­ся к ЛА, а дру­гой – к вы­тяж­но­му коль­цу.

Общий вид раскрытого парашюта: 1 – верхнее полотнище; 2 – нервюры; 3 – нижнее полотнище; 4 – стропа; 5 – раздёргивающая стропа; 6 – клеванты; 7 – стропа управ...

В 1970-е гг. соз­да­ны П. с пла­ни­рую­щим ку­по­лом в фор­ме дель­то­вид­но­го кры­ла, па­ра­шют-кры­ло (по его кон­ст­рук­ции соз­дан па­ра­план) пря­мо­уголь­ной фор­мы в пла­не. Спор­тив­ный пла­ни­рую­щий па­ра­шют пред­став­ля­ет со­бой кры­ло пря­мо­уголь­ной фор­мы с двух­слой­ной воз­ду­хо­не­про­ни­цае­мой обо­лоч­кой (рис.). Пла­ни­рую­щие П. име­ют аэ­ро­ди­на­мич. ка­че­ст­во (рас­стоя­ние, ко­то­рое мо­жет про­ле­теть ЛА, с не­ко­то­рой вы­со­ты в штиль с вы­клю­чен­ным дви­га­те­лем, ес­ли он во­об­ще есть) 2,5–5 (т. е. с вы­со­ты в 1 км П. смо­жет про­ле­теть в иде­аль­ных ус­ло­ви­ях при­бли­зи­тель­но до 5 км), пло­щадь кры­ла (ку­по­ла) 16,8–21 м2, ско­рость го­ри­зо­наль­но­го по­лё­та 9–13,5 м/с при ско­ро­сти сни­же­ния 3–5 м/с.

Гру­зо­вые П. по­зво­ля­ют де­сан­ти­ро­вать гру­зы и тех­ни­ку мас­сой до 20 т (напр., бро­не­транс­пор­тё­ры). Они мо­гут иметь один ку­пол пло­ща­дью до не­сколь­ких ты­сяч м2 или мно­го­ку­поль­ную сис­те­му.

Про­ти­во­што­пор­ный П. при­ме­ня­ет­ся для ава­рий­но­го вы­во­да са­мо­лё­та или пла­нё­ра из што­по­ра во вре­мя лёт­ных ис­пы­та­ний.

Ма­лень­кие ста­би­ли­зи­рую­щие па­ра­шю­ты (они же вы­пол­ня­ют функ­ции вы­тяж­ных) ис­поль­зу­ют­ся для ста­би­ли­за­ции по­ло­же­ния те­ла во вре­мя сво­бод­но­го па­де­ния.

Тор­моз­ной П. пред­на­зна­чен для со­кра­ще­ния дли­ны про­бе­га са­мо­лё­та при по­сад­ке. Вво­дит­ся в дей­ст­вие на ско­ро­сти 180–400 км/ч. По­зво­ля­ет со­кра­тить дли­ну про­бе­га на 30–35%. Ис­поль­зо­вал­ся на са­мо­лё­те АНТ-6 при по­сад­ке на лёд (1937) в рай­оне Сев. по­лю­са; при­ме­ня­ет­ся в осн. на во­ен. са­мо­лё­тах (Су-27, МиГ-29 и др.).

Впер­вые схе­ма и опи­са­ние П. да­ны Л. да Вин­чи в 1475. В 1783 франц. фи­зик Л. Ле­нор­ман осу­ще­ст­вил пер­вый ус­пеш­ный пры­жок с П. с баш­ни об­сер­ва­то­рии, в 1797 франц. воз­ду­хо­пла­ва­тель А. Ж. Гар­не­рен со­вер­шил ус­пеш­ный пры­жок с возд. ша­ра. Эти П. име­ли жё­ст­кий кар­кас, под­дер­жи­ваю­щий рас­кры­тый ку­пол. Пер­вый ран­це­вый спа­са­тель­ный П. соз­дан в Рос­сии в 1911 Г. Е. Ко­тель­ни­ко­вым, им же в 1912 соз­дан тор­моз­ной П., впер­вые ис­пы­тан­ный на ав­то­мо­би­ле «Рус­со-Балт». В го­ды, пред­ше­ст­во­вав­шие 1-й ми­ро­вой вой­не, П. ис­поль­зо­ва­ли гл. обр. для прыж­ков с аэ­ро­ста­тов. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны их ста­ли при­ме­нять лёт­чи­ки для спа­се­ния из са­мо­лё­тов. В 1956 в СССР соз­дан пер­вый в ми­ре ще­ле­вой (по­вы­ша­ет аэ­ро­ди­на­мич. ка­че­ст­во) ма­нёв­рен­ный спор­тив­ный па­ра­шют Т-2. Ак­тив­ное управ­ле­ние им и го­ри­зон­таль­ную ско­рость пе­ре­ме­ще­ния обес­пе­чи­ва­ла ре­ак­тив­ная си­ла возд. по­то­ка, вы­те­каю­ще­го че­рез ре­гу­ли­руе­мые ще­ли в ку­по­ле. Даль­ней­шее раз­ви­тие ще­ле­вого ку­по­ла с втя­ну­той вер­ши­ной обес­пе­чи­ло П. вы­со­кую ма­нёв­рен­ность при вер­ти­каль­ной ско­ро­сти сни­же­ния 5 м/с (Ут-15). Са­мый низ­кий пры­жок с П. со­вер­шил лёт­чик T. Cпeнcep (Ве­ли­ко­бри­та­ния) в 1945, по­ки­нув са­мо­лёт на выс. 9–12 м над зал. Bиcмap (Гepмa­ния). В 1962 Е. Н. Ан­д­ре­ев (вме­сте с П. И. Дол­го­вым) на стра­то­ста­те «Вол­га» под­нял­ся на выс. 25500 м и со­вер­шил пры­жок с П., пре­одо­лев в сво­бод­ном па­де­нии 24500 м с макс. ско­ро­стью 900 км/ч (ус­та­но­вил дей­ст­вую­щий ми­ро­вой ре­корд вы­со­ты сво­бод­но­го па­де­ния, за­счи­тан­ный Ме­ж­ду­нар. авиац. фе­де­ра­ци­ей, ФАИ). 14.10.2012 Ф. Баум­гарт­нер (Ав­стрия) под­нял­ся на стра­то­ста­те на выс. 38969,4 м и со­вер­шил пры­жок с П., пре­одо­лев в сво­бод­ном па­де­нии 36402,6 м за 4 мин 19 с, с макс. ско­ро­стью 1357 км/ч (прео­до­лел ско­рость зву­ка). 22.2.2013 ФАИ ра­ти­фи­ци­ро­ва­ла 3 ми­ро­вых ре­кор­да – вы­со­ты, сво­бод­но­го па­де­ния, ско­ро­сти.

Лит.: Ли­сов И. И. Сво­бод­ный по­лет. М., 1979; Кай­та­нов К. Ф. Под ку­по­лом па­ра­шю­та. М., 1984; Кос­тен­ко И. К. Ле­таю­щие кры­лья. 2-е изд. М., 1988.

Вернуться к началу