Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРАПЛА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 311-312

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. В. Макаров
Схема параплана: 1 – воздухозаборник; 2 – нервюры; 3 – верхняя поверхность крыла (купол); 4 – нижняя поверхность крыла; 5 – управляющие стропы; 6 – подвесная систем...

ПАРАПЛА́Н [от франц. para (chute) – пара­шют и лат. planum – плос­кость], сверх­лёг­кий ле­та­тель­ный ап­па­рат, кры­ло (ку­пол) ко­то­ро­го со­сто­ит из верх­ней и ниж­ней тка­не­вых по­верх­но­стей, со­еди­нён­ных ме­ж­ду со­бой вер­ти­каль­ны­ми тка­не­вы­ми стой­ка­ми (нер­вю­ра­ми); яв­ля­ет­ся даль­ней­шим раз­ви­ти­ем спор­тив­но­го па­ра­шю­та-кры­ла (см. Па­ра­шют). В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния раз­ли­ча­ют П.: учеб­ные; для мар­шрут­ных по­лё­тов (англ. cross-country); «ак­ро» – для вы­пол­не­ния фи­гур выс­ше­го пи­ло­та­жа (аэро­ба­ти­ка); тан­дем – двух­ме­ст­ные П., как пра­ви­ло, для по­лё­тов ин­ст­рук­то­ра с че­ло­ве­ком, не имею­щим спец. под­го­тов­ки; для мо­то­ри­зи­ров. по­лё­тов.

В кон­ст­рук­цию П. (рис.) вхо­дят так­же воз­ду­хо­за­бор­ни­ки, че­рез ко­то­рые в по­лё­те по­сту­па­ет воз­дух в по­лость кры­ла, обес­пе­чи­вая ему тре­буе­мую жё­ст­кость. Стро­пы от кры­ла П. свя­за­ны с под­вес­ной сис­те­мой (па­ра­шют­но­го ти­па) па­ра­пла­не­ри­ста, обес­пе­чи­вая ему на­дёж­ную фик­са­цию и воз­мож­ность управ­ле­ния П. Как пра­ви­ло, совр. П. снаб­же­ны ва­рио­мет­ром и GPS-при­ём­ни­ком (для фик­са­ции вы­со­ты и ме­сто­на­хо­ж­де­ния пи­ло­та). Аэ­ро­ди­на­мич. ка­че­ст­во П. (рас­стоя­ние, ко­то­рое мо­жет про­ле­теть ЛА с не­ко­торой вы­со­ты в штиль с вы­клю­чен­ным дви­га­те­лем, ес­ли он во­об­ще есть) вы­ше, чем у па­ра­шю­та-кры­ла, и дос­ти­га­ет 10 (т. е. с вы­со­ты в 1 км П. смо­жет про­лететь в иде­аль­ных ус­ло­ви­ях при­бли­зитель­но 10 км). Это по­зво­ля­ет па­ра­пла­не­ри­стам со­вер­шать пла­ни­рую­щие по­лё­ты, по­лёты в по­то­ках об­те­ка­ния (в гор­ной ме­ст­но­сти) и да­же па­ря­щие по­лё­ты. Взлёт про­ис­хо­дит с го­ры или хол­ма во вре­мя про­беж­ки па­ра­пла­не­ри­ста про­тив вет­ра. Пло­щадь кры­ла П., в за­ви­си­мо­сти от его на­зна­че­ния, 18–42 м2, уд­ли­не­ние кры­ла (от­но­ше­ние раз­ма­ха кры­ла к сред­ней хор­де) дос­ти­га­ет 6, раз­мах 10–15 м, макс. ско­рость по­лё­та до 70 км/ч.

П., ос­на­щён­ный мо­то­ус­та­нов­кой, на­зы­ва­ет­ся па­ра­мо­то­ром (мо­то­па­ра­план). Па­ра­мо­тор с дви­га­те­лем и тол­каю­щим возд. вин­том мо­жет иметь ран­це­вую мо­то­ус­та­нов­ку, ко­то­рая кре­пит­ся к под­вес­ной сис­те­ме за спи­ной пи­ло­та; мощ­ность дви­га­те­ля па­ра­мо­то­ра та­кой схе­мы 12–30 л. с. (8,8–22 кВт), даль­ность по­лё­та бо­лее 200 км, вы­со­та по­лё­та до 4000 м. Па­ра­мо­тор мо­жет иметь од­но- или двух­ме­ст­ную мо­то­те­леж­ку. Ми­ро­вой ре­корд даль­но­сти по­лё­та П. 502,9 км (2008), на­бо­ра вы­со­ты 4,5 км (2012). Рос. па­ра­пла­не­рист В. А. Фё­до­ров со­вер­шил шесть «мёрт­вых пе­тель» на П. в од­ном по­лё­те (2010).

Вернуться к началу