Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОТВАЛООБРАЗОВА́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 632

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Н. Трубецкой

ОТВАЛООБРАЗОВА́НИЕ, раз­ме­ще­ние вскрыш­ных по­род в ви­де на­сы­пи (от­ва­ла) на спе­ци­аль­ном уча­ст­ке гор­но­го от­во­да; за­вер­шаю­щий этап в тех­но­ло­гии вскрыш­ных ра­бот на карь­е­рах. Спо­со­бы и сред­ст­ва О. тес­но свя­за­ны с сис­те­ма­ми от­кры­той раз­ра­бот­ки ме­сто­ро­ж­де­ний, при этом от­ва­лы, раз­ме­щае­мые в вы­ра­бо­тан­ном про­стран­ст­ве карь­е­ров, на­зы­ва­ют­ся внут­рен­ни­ми, а от­сы­пае­мые вне карь­е­ров – внеш­ни­ми. От­ва­лы бы­ва­ют од­но­ярус­ные и мно­го­ярус­ные. Для пе­ре­ме­ще­ния пус­той по­ро­ды в от­ва­лы при­ме­ня­ет­ся ж.-д., ав­то­мо­биль­ный, кон­ве­йер­ный и др. ви­ды транс­пор­та.

Вскрыш­ные по­ро­ды раз­ме­ща­ют: не­по­сред­ст­вен­но во внутр. от­ва­лы – од­но­ков­шо­вы­ми экс­ка­ва­то­ра­ми при бес­транс­порт­ной сис­те­ме от­кры­той раз­ра­бот­ки ме­сто­ро­ж­де­ний и кон­соль­ны­ми от­ва­ло­об­ра­зо­ва­те­ля­ми или транс­порт­но-от­валь­ны­ми мос­та­ми при транс­порт­но-от­валь­ной сис­те­ме; на внут­рен­ние и внеш­ние от­валы – с ис­поль­зо­ва­ни­ем от­валь­ных плу­гов, од­но­ков­шо­вых экс­ка­ва­то­ров, аб­зет­це­ров или кон­соль­ных лен­точ­ных от­ва­ло­об­ра­зо­ва­те­лей при транс­порт­ной сис­те­ме раз­ра­бот­ки; на внеш­них от­ва­лах – с ис­поль­зо­ва­ни­ем буль­до­зе­ров при транс­порт­ной сис­те­ме, а так­же спо­со­бом гид­ро­ме­ха­ни­за­ции.

Вы­бор спо­со­ба О. за­ви­сит от гео­ло­гич. ус­ло­вий рас­смат­ри­вае­мо­го ме­сто­ро­ж­де­ния (за­ле­га­ние, кре­пость по­род, макс. мощ­ность пла­ста) и от мас­шта­бов про­из-ва. От­сып­ка внеш­них от­ва­лов про­из­во­дит­ся в один ярус, при ог­ра­ни­чен­ных пло­ща­дях – в два яру­са и бо­лее. Для умень­ше­ния пло­ща­ди от­чу­ж­дае­мых зе­мель О. ве­дёт­ся до мак­си­маль­но воз­мож­ных вы­сот от­ва­лов. Тех­но­ло­гия О. обыч­но пре­ду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность по­сле­дую­щей ре­куль­ти­ва­ции по­верх­но­сти, на­ру­шен­ной гор­ны­ми ра­бо­та­ми.

До­ля О. в сум­ме рас­хо­дов на 1 м3 вскры­ши со­став­ля­ет ок. 15–20% и бо­лее. Пра­виль­ный вы­бор спо­со­бов и средств О. ока­зы­ва­ет су­ще­ст­вен­ное влия­ние на эф­фек­тив­ность ра­бо­ты карь­е­ра.

Лит.: Тру­бец­кой К. Н., Гал­чен­ко Ю. П. Ос­но­вы гор­но­го де­ла. М., 2010.

Вернуться к началу