Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОКОЛОСТВО́ЛЬНЫЙ ДВОР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 32

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Р. Каплунов
Круговой (а) и петлевой (б) околоствольные дворы: 1 и 2 – бункеры соответственно для полезного ископаемого и породы; 3 – основной (скиповой) ствол; 4 – вспомогательный (клетевой) ств...

ОКОЛОСТВО́ЛЬНЫЙ ДВОР, сис­те­ма гор­ных вы­ра­бо­ток, слу­жащих для транс­порт­но­го со­еди­не­ния шахт­но­го ство­ла с ос­таль­ны­ми вы­ра­бот­ка­ми руд­ни­ка (шах­ты) и для раз­ме­ще­ния неко­то­рых об­ще­шахт­ных про­из­водств. служб (во­до­от­ли­ва, элек­тро­под­стан­ции, элек­тро­воз­но­го де­по, скла­да про­ти­во­по­жар­ных ма­те­риа­лов, ка­ме­ры ожи­да­ния и т. п.). Че­рез О. д. про­пус­ка­ют весь груз, вы­да­вае­мый на по­верх­ность (по­лез­ное ис­ко­пае­мое и по­ро­да), а так­же по­сту­паю­щие с по­верх­но­сти по­рож­ние ва­го­нет­ки, ва­го­нет­ки с кре­пёж­ны­ми, за­кла­доч­ны­ми и др. ма­те­риа­ла­ми, обо­ру­до­ва­ни­ем и т. п. О. д. яв­ля­ет­ся ко­неч­ным пунк­том дви­же­ния со­ста­вов с людь­ми. Клас­си­фи­ци­ру­ют О. д. по ря­ду при­зна­ков. По ти­пу подъ­ё­ма и подъ­ём­но­го обо­ру­до­ва­ния вы­де­ля­ют О. д. для вер­ти­каль­ных и на­клон­ных ство­лов. При вер­ти­каль­ных ство­лах раз­ли­ча­ют кле­те­вые, ски­по­вые и ски­по-кле­те­вые О. д.; при на­клон­ных ство­лах – кон­вей­ер­ные, ски­по­вые и для подъ­ё­ма кон­це­вы­ми ка­на­та­ми в ва­го­нет­ках с дон­ной раз­груз­кой. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны ски­по­вые О. д. По ти­пу при­ме­няе­мых транс­порт­ных средств раз­ли­ча­ют О. д. ло­ко­мо­тив­ные (для ва­го­не­ток с глу­хим ку­зо­вом ли­бо с дон­ной раз­груз­кой) и кон­вей­ер­ные. На дей­ст­вую­щих шах­тах наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли ло­ко­мо­тив­ные О. д. для ва­го­не­ток с глу­хим ку­зо­вом, в про­ек­тах но­вых и ре­кон­струи­руе­мых шахт пре­ду­смат­ри­ва­ют ло­ко­мо­тив­ные О. д. для ва­го­не­ток с дон­ной раз­груз­кой. Наи­бо­лее эф­фек­тив­но при­ме­не­ние шахт­ных ва­го­не­ток с дон­ной дву­сторон­ней раз­груз­кой, ко­то­рые по­зво­ля­ют соз­дать по­точ­ную схе­му дви­же­ния транс­пор­та без рас­цеп­ки со­ста­вов, обес­пе­чи­вая тем са­мым вы­со­кую про­пу­ск­ную спо­соб­ность. По схе­мам дви­же­ния гру­зо­по­то­ков О. д. раз­де­ля­ют на кру­го­вые, пет­ле­вые, чел­но­ко­вые и ту­пи­ко­вые. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны кру­го­вые и пет­ле­вые О. д. (рис. а, б) с бо­лее про­сты­ми (по срав­не­нию с чел­но­ко­вы­ми и ту­пи­ко­вы­ми) ма­нёв­ра­ми, боль­шей ком­пакт­но­стью и бо­лее про­стой при­вяз­кой к кон­крет­ным гор­но-гео­ло­гич. ус­ло­ви­ям. Так­же О. д. клас­си­фи­ци­ру­ют по на­прав­ле­нию по­сту­п­ле­ния гру­зов (од­но­сто­рон­ние и дву­сто­рон­ние) и по ко­ли­че­ст­ву транс­порт­ных вы­ра­бо­ток и рель­со­вых пу­тей (с од­ной пря­мо­ли­ней­ной мно­го­пу­те­вой вы­ра­бот­кой и с не­сколь­ки­ми од­но- и двух­пу­те­вы­ми вы­ра­бот­ка­ми).

Про­пу­ск­ная спо­соб­ность О. д.: при ис­поль­зо­ва­нии ва­го­не­ток с глу­хим ку­зо­вом – 4 тыс. т/сут, ва­го­не­ток с дон­ной раз­груз­кой – 10 тыс. т/сут, при кон­вей­ер­ном транс­пор­те – до 30 тыс. т/сут (оп­ре­де­ля­ет­ся про­из­во­ди­тель­но­стью кон­вей­е­ра).

Вернуться к началу