Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБШИ́ВКА КО́РПУСА СУ́ДНА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 552

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

ОБШИ́ВКА КО́РПУСА СУ́ДНА, внеш­няя во­до­не­про­ни­цае­мая обо­лоч­ка, при­даю­щая кор­пу­су суд­на пла­ву­честь и проч­ность. Па­луб­ная часть О. к. с. на­зы­ва­ет­ся на­сти­лом па­лу­бы. В за­ви­си­мо­сти от ма­те­риа­ла О. к. с. мо­жет быть сталь­ной, из алю­ми­ние­во-маг­ние­вых спла­вов, пла­ст­мас­со­вой, де­ре­вян­ной, жел.-бе­тон. и др. О. к. с., бу­ду­чи скре­п­лён­ной с бал­ка­ми су­до­во­го на­бо­ра (свар­кой, клёп­кой, склеи­ва­ни­ем, фор­мо­ва­ни­ем), вос­при­ни­ма­ет и пе­ре­да­ёт на бал­ки на­бо­ра дав­ле­ние во­ды и гру­зов. У ме­тал­лич. кор­пу­сов (по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во су­дов) лис­ты об­шив­ки рас­по­ла­га­ют­ся вдоль кор­пу­са суд­на, об­ра­зуя про­доль­ные по­я­сья, сре­ди них глав­ные: ки­ле­вой, ску­ло­вой (в мес­те пе­ре­хо­да бор­та в дни­ще), ле­до­вый, шир­ст­реч­ный (шир­ст­рек – у верх­ней па­лу­бы). Бор­то­вой по­яс па­лу­бы на­зы­ва­ет­ся па­луб­ным стрин­ге­ром. По­я­сья име­ют не­оди­на­ко­вую тол­щи­ну, что объ­яс­ня­ет­ся раз­ным ха­рак­те­ром на­гру­же­ния и ус­ло­вий экс­плуа­та­ции О. к. с. На без­на­бор­ных пла­ст­мас­со­вых су­дах они вы­пол­няют­ся мно­го­слой­ны­ми, за­кан­чи­ваю­щи­ми­ся сна­ру­жи не­су­щей не­про­ни­цае­мой обо­лоч­кой, пе­ре­даю­щей дав­ле­ние во­ды на внутр. слои. Об­шив­ка де­рев. су­дов со­сто­ит из отд. до­сок, ори­ен­ти­ро­ван­ных вдоль суд­на; ино­гда вы­пол­ня­ет­ся двух­слой­ной с вин­то­вым рас­по­ло­же­ни­ем от­но­си­тель­но про­доль­ной оси суд­на. Об­шив­ка кор­пу­са де­рев. су­дов мо­жет иметь ме­ст­ные утол­ще­ния с ха­рак­тер­ны­ми на­зва­ния­ми, напр.: бар­хо­ут (бор­то­вой по­яс, при­мы­каю­щий к па­лу­бе), че­ре­по­вой брус (брус, иду­щий по ску­ле суд­на) и т. п. От­дель­ные, функ­цио­наль­но наи­бо­лее зна­чи­мые уча­ст­ки де­рев. па­лу­бы име­ют спец. на­зва­ние (напр., шка­фут – ме­сто на па­лу­бе по бо­кам ко­раб­ля ме­ж­ду грот- и фок-мач­та­ми, шкан­цы – па­лу­ба в кор­ме на один уро­вень вы­ше шка­фу­та).

Тол­щи­на об­шив­ки кор­пу­са ме­тал­лич. и од­но­слой­ных пла­ст­мас­со­вых су­дов в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ров суд­на мо­жет из­ме­нять­ся от не­сколь­ких до 10 мм и бо­лее. Наи­боль­шая тол­щи­на сталь­ной об­шив­ки внутр. кор­пу­са ПЛ со­став­ля­ет по­ряд­ка 40 мм. Тол­щи­на об­шив­ки кор­пу­са де­рев. су­дов мо­жет ко­ле­бать­ся в ши­ро­ких пре­де­лах и дос­ти­гать на круп­ных су­дах не­сколь­ких сан­ти­мет­ров и бо­лее. Об­шив­ка кор­пу­са жел.-бе­тон. су­дов уси­ли­ва­ет­ся ме­тал­лич. ар­ма­ту­рой, отд. час­ти об­шив­ки, опи­раю­щей­ся на за­мк­ну­тый кон­тур на­бо­ра суд­на, на­зы­ва­ют­ся пли­та­ми. Тол­щи­на об­шив­ки кор­пу­са жел.-бе­тон. су­дов со­пос­та­ви­ма с тол­щи­ной об­шив­ки де­рев. су­дов.

Вернуться к началу