Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОС СУ́ДНА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 346

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

НОС СУ́ДНА (но­со­вая око­неч­ность), пе­ред­няя часть суд­на от фор­штев­ня до шпан­го­ута с наи­боль­шей пло­ща­дью ра­бо­че­го се­че­ния под­вод­ной час­ти. Дли­на Н. с. оце­ни­ва­ет­ся в до­лях от дли­ны суд­на по ва­тер­ли­нии: она мо­жет быть рав­ной по­ло­ви­не этой дли­ны, пре­вы­шать её по­ло­ви­ну или быть ме­нее по­ло­ви­ны (при на­ли­чии у суд­на ци­лин­д­рич. встав­ки). За­ост­рён­ность Н. с. вы­би­ра­ет­ся из ус­ло­вий ми­ни­ми­за­ции со­про­тив­ле­ния во­ды дви­же­нию суд­на. У ти­хо­ход­ных су­дов (со­про­тив­ле­ние во­ды в осн. со­став­ля­ет со­про­тив­ле­ние тре­ния) за­ост­рён­ность Н. с. ми­ни­маль­на. У бы­ст­ро­ход­ных су­дов (зна­чит. часть со­про­тив­ле­ния дви­же­нию – вол­но­вое со­про­тив­ле­ние) за­ост­рён­ность уве­ли­чи­ва­ет­ся; при этом ми­ним. зна­че­ние уг­лов при­мы­ка­ния ва­тер­ли­ний к диа­мет­раль­ной плос­ко­сти (вер­ти­каль­ной про­доль­ной плос­ко­сти, де­ля­щей суд­но на две сим­мет­рич­ные час­ти) из ус­ло­вия проч­но­сти Н. с. ог­ра­ни­чи­ва­ют 8°. Фор­ма Н. с. в за­ви­си­мо­сти от со­от­но­ше­ния ши­ри­ны суд­на и осад­ки мо­жет быть лож­ко­об­раз­ной (глу­бо­кая лож­ка, мел­кая лож­ка) – с V-об­раз­ны­ми ли­бо U-об­раз­ны­ми шпан­го­ута­ми или сан­ной. Лож­ко­об­раз­ная фор­ма обес­пе­чи­ва­ет не­об­хо­ди­мую мо­ре­ход­ность при дви­же­нии на вол­не­нии; она ха­рак­тер­на для мор. су­дов и боль­шин­ст­ва су­дов внутр. пла­ва­ния. Но­со­вые вет­ви ва­тер­ли­ний су­дов с лож­ко­об­раз­ной фор­мой но­со­вой око­неч­но­сти в за­ви­си­мо­сти от бы­ст­ро­ход­но­сти су­дов мо­гут быть вы­пук­лы­ми, пря­мы­ми или S-об­раз­ны­ми. Сан­ная фор­ма Н. с. ис­поль­зу­ет­ся в осн. для реч­ных барж, ко­то­рые от­ли­ча­ют­ся боль­шой ши­ри­ной кор­пу­са и экс­плуа­ти­ру­ют­ся в тол­кае­мых со­ста­вах. Мн. су­да име­ют но­со­вые буль­бы (вы­сту­паю­щее впе­рёд ка­п­ле­вид­ное или по­лу­сфе­рич. утол­ще­ние под­вод­ной час­ти Н. с.), что спо­соб­ст­ву­ет сни­же­нию вол­но­во­го со­про­тив­ле­ния. См. так­же Кор­пус суд­на.

Вернуться к началу