Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́БИЛЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 103

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НО́БИЛЕ (Nobile) Ум­бер­то (21.1.1885, Лау­ро, пров. Авел­ли­но – 30.7.1978, Рим), итал. ди­ри­жаб­ле­строи­тель, ис­сле­до­ва­тель Арк­ти­ки, ген. (1926). Окон­чил инж.-ма­те­ма­тич. фа­куль­тет ун-та в Неа­по­ле (1908), уч-ще по строи­тель­ст­ву воз­ду­хо­пла­ват. ап­па­ра­тов в Ри­ме (1911). В 1914–28 ра­бо­тал на Рим­ском за­во­де воз­ду­хо­пла­ват. кон­ст­рук­ций (в 1917–1928 ди­рек­тор). С 1915 Н. ле­тал на ди­ри­жаб­лях вна­ча­ле как ин­же­нер-ис­пы­та­тель, а с 1924 как пи­лот и ко­ман­дир. С 1916 раз­ра­ба­ты­вал разл. кон­ст­рук­ции ди­ри­жаб­лей для ВМФ Ита­лии; внёс ряд ко­рен­ных улуч­ше­ний в кон­ст­рук­цию по­лу­жё­ст­ких ди­ри­жаб­лей. Од­но­вре­мен­но пре­по­да­вал в ун-те Не­апо­ля и на­пи­сал кн. «Эле­мен­ты аэ­ро­ди­на­ми­ки» («Ele­men­ti di Aerodinamica»). Совм. с инж. У. Пе­ше в 1918 соз­дал ди­ри­жабль-на­блю­да­тель объ­ё­мом 3,6 тыс. м3. В 1919 Н. соз­дал мо­дель ди­ри­жаб­ля Т-34, рас­счи­тан­но­го на пе­ре­лё­ты че­рез Ат­лан­ти­ку.

В 1921–23 раз­ра­бо­тал по­лу­жё­ст­кий ди­ри­жабль N-1 – «Нор­ве­гия» («Norge»), объ­ё­мом ок. 19 тыс. м3, ко­то­рый в кон. 1925 был про­дан Ита­ли­ей Нор­веж­ско­му аэ­ро­клу­бу для со­вер­ше­ния арк­тич. по­лё­та че­рез Сев. по­люс. По­лёт N-1 к Сев. по­лю­су и да­лее на Аля­ску с эки­па­жем из 16 чел. во гла­ве с ру­ко­во­ди­те­лем экс­пе­ди­ции Р. Амунд­се­ном и ком. ко­раб­ля Н. на­чал­ся 11.5.1926 из Ню-Оле­сун­на (Кингс-Бея; Шпиц­бер­ген). 12 мая ди­ри­жабль про­ле­тел над Сев. по­лю­сом, 14 мая при­зем­лил­ся в се­ле­нии Тел­лер на Аля­ске, где был ра­зо­бран. За вре­мя пе­ре­лё­та прой­де­но 5300 км за 71 ч (ср. ско­рость 75 км/ч).

В 1927 Н. по­стро­ил ана­ло­гич­ный N-1 ди­ри­жабль «Ита­лия» («Italia»); в 1928 ор­га­ни­зо­вал итал. по­ляр­ную экс­пе­ди­цию в со­ста­ве 16 чел. 24 мая ди­ри­жабль достиг Сев. по­лю­са, на об­рат­ном пу­ти (25 мая) из-за силь­но­го встреч­но­го вет­ра и об­ле­де­не­ния по­тер­пел ка­та­ст­ро­фу близ Шпиц­бер­ге­на. Для спа­се­ния эки­па­жа Н. бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны экс­пе­ди­ции в Ита­лии, Нор­ве­гии, СССР и др. стра­нах. Амунд­сен на гид­ро­са­мо­лё­те 18.6.1928 вы­ле­тел из норв. г. Тром­сё на по­ис­ки про­пав­шей экс­пе­ди­ции Н. и по­гиб в Ба­рен­це­вом м. вме­сте с пя­тью чле­на­ми эки­па­жа. 23 ию­ня швед. лёт­чик Э. Лун­дборг снял с дрей­фую­щей льди­ны тя­же­ло­ра­не­но­го Н., а ос­тав­шие­ся в жи­вых 7 уча­ст­ни­ков экс­пе­ди­ции бы­ли спа­се­ны (12 ию­ля) сов. ле­до­ко­лом «Кра­син». В Ита­лии гос. ко­мис­сия в 1929 при­зна­ла Н. ви­нов­ным в ка­та­ст­ро­фе.

В 1932–36 Н. ра­бо­тал в СССР. Ру­ко­во­дил раз­ра­бот­кой и по­строй­кой ди­ри­жаб­лей и од­но­вре­мен­но обу­чал пи­ло­ти­ро­ва­нию сту­ден­тов Ди­ри­жаб­ле­строит. ин-та. В кон. 1936 Н. вер­нул­ся в Ита­лию, где про­дол­жал пре­по­да­вать. Ра­бо­тал в США (1939–42) и Ис­па­нии (1942–1945). Н. был де­пу­та­том италь­ян­ско­го пар­ла­мен­та (1946–48).

Лит.: Броу­де Б. Г. У. Но­би­ле. СПб., 1992.

Вернуться к началу