Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРЕХО́ДНЫЕ КА́ЧЕСТВА СУ́ДНА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 124

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

МОРЕХО́ДНЫЕ КА́ЧЕСТВА СУ́ДНА, обу­слов­ли­ва­ют воз­мож­ность его экс­плуа­та­ции в бас­сей­нах с разл. гид­ро­ме­тео­ро­логич. ус­ло­вия­ми. К М. к. с. от­но­сят­ся пла­ву­честь, ос­той­чи­вость, не­по­то­п­ляе­мость, ход­кость, плав­ность кач­ки и уп­рав­ляе­мость.

Пла­ву­честь – спо­соб­ность суд­на пла­вать с тре­буе­мой по­сад­кой (по­ло­же­ние от­но­си­тель­но по­верх­но­сти во­ды) при за­дан­ной на­груз­ке; обес­пе­чи­ва­ет­ся Ар­химе­да за­ко­ном. По­сад­ка суд­на оп­ре­де­ля­ет­ся осад­кой (рас­стоя­ние от ниж­ней кром­ки ки­ля до по­верх­но­сти во­ды), кре­ном и диф­фе­рен­том, зна­че­ния ко­то­рых за­ви­сят от мас­сы суд­на, фор­мы по­гру­жён­ной час­ти кор­пу­са и ха­рак­те­ра рас­пре­де­ле­ния на суд­не гру­зов. Ка­ж­дое суд­но в за­ви­си­мо­сти от рай­она пла­ва­ния долж­но иметь оп­ре­де­лён­ный за­пас пла­ву­че­сти (ко­ли­че­ст­во во­ды, ко­то­рое в слу­чае ава­рии суд­но вы­дер­жи­ва­ет до пол­но­го за­то­п­ле­ния; чис­лен­но ра­вен объ­ё­му над­вод­ной час­ти во­до­не­про­ни­цае­мо­го кор­пу­са). На прак­ти­ке за­пас пла­ву­че­сти оп­ре­де­ля­ет­ся ми­ним. вы­со­той над­вод­но­го бор­та, ко­то­рая фик­си­ру­ет­ся с по­мо­щью спец. зна­ка – гру­зо­вой мар­ки.

Ос­той­чи­вость – спо­соб­ность суд­на, ис­пы­ты­ваю­ще­го внеш­нее воз­дей­ст­вие, про­ти­во­дей­ст­во­вать на­кло­не­ни­ям (в про­доль­ной и по­пе­реч­ной плос­ко­стях) и воз­вра­щать­ся под дей­ст­ви­ем вос­ста­нав­ли­ваю­ще­го мо­мен­та в ис­ход­ное по­ло­же­ние рав­но­ве­сия по­сле пре­кра­ще­ния это­го воз­дей­ст­вия. Вос­ста­нав­ли­ваю­щий мо­мент об­ра­зу­ет­ся па­рой сил (рав­ных по ве­ли­чи­не и про­ти­во­по­лож­ных по на­прав­ле­нию) при рав­но­объ­ём­ном на­кло­не­нии суд­на в по­пе­реч­ной ли­бо про­доль­ной плос­ко­сти. Раз­ли­ча­ют ос­той­чи­вость по­пе­реч­ную (при на­кло­не­нии суд­на в по­пе­реч­ной плос­ко­сти – кре­не) и про­доль­ную (при на­кло­не­нии в про­доль­ной плос­ко­сти – диф­фе­рен­те). В за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра при­ло­же­ния кре­ня­щих (диф­фе­рен­тую­щих) сил ос­той­чи­вость под­раз­де­ля­ют на ста­ти­че­скую (очень мед­лен­ное на­кло­не­ние) и ди­на­ми­че­скую (вне­зап­ную, воз­ни­каю­щую при шква­ле вет­ра, рыв­ке бук­сир­но­го ка­на­та и др.). От­дель­но рас­смат­ри­ва­ет­ся на­чаль­ная ос­той­чи­вость – ос­той­чи­вость суд­на в пря­мом по­ло­же­нии (ис­поль­зу­ет­ся при ре­ше­нии за­дач о кач­ке суд­на и др.).

Не­по­то­п­ляе­мость – спо­соб­ность суд­на дер­жать­ся на пла­ву при за­то­п­ле­нии од­но­го или не­сколь­ких от­се­ков; объ­еди­ня­ет ка­че­ст­ва пла­ву­че­сти и ос­той­чи­во­сти для по­вре­ж­дён­но­го суд­на. Обес­пе­чи­ва­ет­ся пу­тём раз­де­ле­ния кор­пу­са суд­на на не­про­ни­цае­мые от­се­ки с по­мо­щью про­доль­ных и по­пе­реч­ных пе­ре­бо­рок, па­луб и плат­форм.

Ход­кость – спо­соб­ность суд­на пе­ре­дви­гать­ся с за­дан­ной ско­ро­стью под дей­ст­ви­ем дви­жу­щей си­лы, соз­да­вае­мой обыч­но су­до­вы­ми дви­га­те­ля­ми. Ход­кость за­ви­сит от фор­мы об­во­дов кор­пу­са суд­на (обос­но­ван­ный вы­бор дли­ны кор­пу­са, при­ме­не­ние буль­бо­об­раз­ной фор­мы но­са, не­сим­мет­рич­ной фор­мы кор­мо­вой око­неч­но­сти, ис­поль­зо­ва­ние ка­та­ма­ран­ной схе­мы кор­пу­са), эф­фек­тив­но­сти дви­жи­те­лей и т. п. Для уве­ли­че­ния ход­ко­сти при­ме­ня­ют спец. (умень­шаю­щие ше­ро­хо­ва­тость) по­кры­тия об­шив­ки кор­пу­са.

Плав­ность кач­ки ха­рак­те­ри­зу­ет спо­соб­ность суд­на ко­ле­бать­ся при пла­ва­нии на вол­не­нии с ма­лой час­то­той и ма­лы­ми ам­пли­ту­да­ми. Кач­ка суд­на вы­зы­ва­ет мор­скую бо­лезнь, ухуд­ша­ет ус­ло­вия ра­бо­ты ме­ха­низ­мов, при­во­дит к сме­ще­нию гру­зов, раз­ру­ше­нию кон­ст­рук­ций суд­на. Плав­ность кач­ки обес­пе­чи­ва­ет­ся при про­ек­ти­ро­ва­нии суд­на эф­фек­тив­ной фор­мой кор­пу­са, ра­цио­наль­ным рас­по­ло­же­ни­ем его цен­тра масс, раз­ме­ще­ни­ем гру­зов на суд­не, вы­бо­ром безо­пас­ных ско­ро­сти хо­да и уг­ла кур­са от­но­си­тель­но бе­га волн, ус­та­нов­кой ус­по­кои­те­лей кач­ки (ску­ло­вые ки­ли, ску­ло­вые ру­ли, ак­тив­ные и пас­сив­ные цис­тер­ны и др.).

Управ­ляе­мость – спо­соб­ность суд­на со­хра­нять за­дан­ное на­прав­ле­ние дви­же­ния (ус­той­чи­вость на кур­се) или из­ме­нять его по же­ла­нию су­до­во­ди­те­ля (по­во­рот­ли­вость). Управ­ляе­мость су­дов дос­ти­га­ет­ся при­ме­не­ни­ем эф­фек­тив­ных дви­жи­тель­но-ру­ле­вых сис­тем: су­до­вых ру­лей, мно­го­перь­е­вых ру­ле­вых ком­плек­сов, по­во­рот­ных на­са­док, по­во­рот­ных вин­то­вых ко­ло­нок, крыль­ча­тых дви­жи­те­лей, ав­то­ма­тич. ру­ле­во­го управ­ле­ния и др. В слож­ных ус­ло­ви­ях экс­плуа­та­ции ис­поль­зу­ют, напр., до­пол­ни­тель­но под­ру­ли­ваю­щие и из­ги­баю­щие уст­рой­ст­ва, но­со­вые ру­ли и др.

Вернуться к началу