Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДРА́ЖНАЯ РАЗРАБО́ТКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 317-318

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лешков
Драга.

ДРА́ЖНАЯ РАЗРАБО́ТКА (от англ. dred­ging), со­во­куп­ность тех­но­ло­ги­че­ски за­кон­чен­ных цик­лов от­кры­тых гор­но-обо­га­ти­тель­ных ра­бот, осу­ще­ст­в­ляе­мых при раз­ра­бот­ке об­вод­нён­ных ме­сто­ро­ж­де­ний по­лез­ных ис­ко­пае­мых (пре­им. рос­сып­ных). Наи­бо­лее при­ем­ле­мы для Д. р. пой­мен­ные и при­бреж­но-мор­ские рос­сы­пи боль­шой про­тя­жён­но­сти.

Д. р. про­во­дит­ся с ис­поль­зо­ва­ни­ем спе­циа­ли­зир. пла­ву­чих гор­ных ма­шин не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия – драг, в кон­ст­рук­ции ко­то­рых в еди­ный ком­плекс объ­е­ди­не­ны аг­ре­га­ты и ме­ха­низ­мы для до­бы­чи гор­ной мас­сы из-под во­ды, её обо­га­ще­ния (про­мыв­ки) и от­ва­ло­об­ра­зо­ва­ния. Дра­ги со­сто­ят из суд­на (пон­то­на), на ко­то­ром раз­ме­ще­ны до­быч­ное, ма­нев­ро­вое, про­мы­воч­но-обо­га­ти­тель­ное и транс­порт­но-от­валь­ное обо­ру­до­ва­ние, над­па­луб­ная над­строй­ка, гру­зо­подъ­ём­ные ме­ха­низ­мы и др. Дра­ги под­раз­де­ля­ют на кон­ти­нен­таль­ные (для раз­ра­бот­ки ма­те­ри­ко­вых рос­сы­пей), ко­то­рые, как пра­ви­ло, мон­ти­ру­ют­ся на плос­ко­дон­ном пон­то­не, и мор­ские (для раз­ра­бот­ки ме­сто­ро­ж­де­ний, за­ле­гаю­щих в ак­ва­то­рии глу­бо­ко­вод­ных озёр, мо­рей, океа­нов), мон­ти­руе­мые в осн. на ки­ле­вых су­дах. По прин­ци­пу дей­ст­вия до­быч­но­го ап­па­ра­та дра­ги бы­ва­ют: чер­паю­щие – од­но­чер­па­ко­вые (с ков­шом ти­па ме­ха­нич. ло­па­ты, с грей­фер­ным ков­шом, с ков­шом драг­лай­на) и мно­го­чер­па­ко­вые (с пре­ры­ви­стой чер­па­ко­вой це­пью, со сплош­ной чер­па­ко­вой це­пью); гид­ро- и пнев­мо­в­са­сы­ваю­щие – зем­ле­со­сные с ме­ха­нич. или гид­рав­лич. раз­рых­ли­те­ля­ми и без них, эжек­тор­ные, эр­лифт­ные и зем­ле­со­сные с по­груж­ны­ми на­со­са­ми.

Д. р. ме­сто­ро­ж­де­ний вклю­ча­ет пред­ва­рит. ра­бо­ты (об­вод­не­ние), ра­бо­ты по вскры­тию ме­сто­ро­ж­де­ния (вскры­тие), под­го­то­вит. ра­бо­ты (под­го­тов­ка) и до­быч­ные ра­бо­ты (до­бы­ча).

Об­вод­не­ние про­во­дят для под­держа­ния на раз­ра­ба­ты­вае­мом уча­ст­ке (драж­ном раз­ре­зе) не­об­хо­ди­мо­го уров­ня во­ды в слу­чае не­дос­та­точ­но­го во­до­обес­пе­че­ния раз­ре­за. Об­вод­не­ние осу­ще­ст­в­ля­ют за счёт ис­поль­зо­ва­ния по­верх­но­ст­ных сто­ков, а при их не­хват­ке – пу­тём ис­кусств. во­до­сбо­ра и при­ну­ди­тель­ной под­пит­ки раз­ре­за из соз­да­вае­мых для этих це­лей во­до­ёмов.

Вскры­тие обыч­но вклю­ча­ет про­ве­де­ние спец. от­кры­тых гор­ных вы­ра­бо­ток (кот­ло­ва­нов, ка­нав и др.) или строи­тель­ст­во осо­бых со­ору­же­ний (пло­тин, на­сы­пей и т. п.), обес­пе­чи­ваю­щих воз­мож­ность раз­ра­бот­ки за­ле­жи дра­гой. Наи­боль­шее при­ме­не­ние по­лу­чи­ли спо­со­бы вскры­тия кот­ло­ва­ном (при раз­ра­бот­ке ру­сло­вых ли­бо пой­мен­ных рос­сы­пей, ко­гда воз­мож­но их за­пол­не­ние без спец. ме­ро­прия­тий) и пло­ти­на­ми или пе­ре­мыч­ка­ми (в слу­ча­ях не­об­хо­ди­мо­сти подъ­ё­ма уров­ня во­ды).

Под­го­тов­ка ох­ва­ты­ва­ет ком­плекс ра­бот ме­ж­ду ста­дия­ми вскры­тия и до­бы­чи; вклю­ча­ет в се­бя очи­ст­ку по­верх­но­сти рос­сы­пи от де­ревь­ев, кус­тар­ни­ков и круп­ных ва­лу­нов, пре­до­хра­не­ние от се­зон­но­го про­мер­за­ния, от­таи­ва­ние мно­го­лет­не- и се­зон­но­мёрз­лых по­род (тор­фов) и др.

Схемы выемки пород драгой: а – слоевая; б – с подработкой уступа (выемка поддором); 1 – поверхность россыпи; 2 – драга; 3 – галечный отвал; 4 – песчаный (эфельный) ...

До­бы­ча пред­по­ла­га­ет очи­ст­ные и вспо­мо­га­тель­ные (бе­ре­го­вые) ра­бо­ты, про­мыв­ку (обо­га­ще­ние) про­дук­тив­ных по­род, транс­пор­ти­ров­ку и ук­лад­ку хво­стов в от­ва­лы. Вы­ем­ку по­род при Д. р. про­во­дят слое­вым спо­со­бом или с под­ра­бот­кой ус­ту­па (вы­ем­ка под­до­ром). При слое­вой вы­ем­ке за­бой от­ра­ба­ты­ва­ет­ся по­сле­до­ва­тель­но на пол­ную мощ­ность рос­сы­пи свер­ху вниз отд. слоя­ми, близ­ки­ми к го­ри­зон­таль­ным. При вы­ем­ке под­до­ром от­ра­бот­ка за­боя на­чи­на­ет­ся сни­зу или с про­ме­жу­точ­но­го го­ри­зон­та под­ра­бот­кой ус­ту­па (соз­да­ни­ем вру­ба), а за­тем из­вле­ка­ет­ся об­ру­шен­ная по­ро­да. По­след­ний спо­соб при­ме­ня­ет­ся на не­глу­бо­ких рос­сы­пях, сло­жен­ных рых­лы­ми по­ро­да­ми. Сис­те­мы Д. р. клас­си­фи­ци­ру­ют по двум осн. при­зна­кам – на­прав­ле­нию дви­же­ния дра­ги от­но­си­тель­но рос­сы­пи (по­пе­реч­ное, про­доль­ное) и ко­ли­че­ст­ву од­но­вре­мен­но раз­ра­ба­ты­вае­мых за­бо­ев. В за­ви­си­мо­сти от это­го раз­ли­ча­ют: сис­те­мы с оди­нар­ным за­бо­ем (с уз­ким раз­ре­зом) – оди­нар­но-про­доль­ную и оди­нар­но-по­пе­реч­ную; сис­те­мы со смен­ны­ми за­боя­ми (с ши­ро­ким раз­ре­зом) – смеж­но-про­доль­ную и смеж­но-по­пе­реч­ную; сис­те­мы с ос­тав­ле­ни­ем це­ли­ков – с це­ли­ка­ми про­доль­ную и с це­ли­ка­ми по­пе­реч­ную; ком­би­ни­ро­ван­ные сис­те­мы. Осо­бен­но­стью Д. р. яв­ля­ют­ся боль­шие объ­ё­мы от­ва­ло­об­ра­зо­ва­ния. Вы­со­та от­ва­лов обыч­но в 1,5–1,8 раза пре­вы­ша­ет мощ­ность раз­ра­ба­ты­вае­мой рос­сы­пи.

Эко­ло­гич. и при­ро­до­охран­ные ме­ро­прия­тия при про­из-ве ра­бот в осн. вклю­ча­ют изо­ля­цию во­до­ёма (рус­ла ре­ки, раз­ре­за и др.) от Д. р., соз­да­ние ча­стич­но­го или пол­но­го замк­ну­то­го во­до­обо­ро­та с уст­рой­ст­вом от­стой­ни­ков, а так­же про­ве­де­ние ра­бот по вос­ста­нов­ле­нию зе­мель­ных уго­дий, на­ру­шен­ных гор­ны­ми ра­бо­та­ми, ме­то­да­ми гор­но­тех­нич. и био­ло­гич. ре­куль­ти­ва­ции.

Дос­то­ин­ст­ва­ми Д. р. яв­ля­ют­ся: вы­со­кий уро­вень ме­ха­ни­за­ции и ав­то­ма­ти­за­ции тру­до­ём­ких про­из­водств. про­цес­сов; не­боль­шая чис­лен­ность об­слу­жи­ваю­ще­го пер­со­на­ла; низ­кая се­бе­стои­мость до­бы­чи по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го по срав­не­нию с др. воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми раз­ра­бот­ки. Не­дос­тат­ки: ог­ра­ни­чен­ность при­ме­не­ния, от­сут­ст­вие воз­мож­но­сти точ­но­го учё­та и кон­тро­ля экс­плуа­тац. по­терь про­дук­тив­ных по­род (пес­ков).

Историческая справка

Впер­вые дра­га про­стей­шей кон­ст­рук­ции с ры­чаж­но-ков­шо­вым чер­паю­щим уст­рой­ст­вом бы­ла при­ме­не­на в Но­вой Зе­лан­дии в 1863 на раз­ра­бот­ке зо­ло­то­нос­ной рос­сы­пи в до­ли­не р. Кла­за. Пер­вая дра­га на сталь­ном пон­то­не с па­ро­вым при­во­дом бы­ла скон­ст­руи­ро­ва­на там же Ч. Мак­куи­ном (1882). Пер­вая мно­го­чер­па­ко­вая дра­га с элек­тро­при­во­дом бы­ла вы­пу­ще­на амер. фир­мой «Bucyrus-Erie» (1895). Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние Д. р. по­лу­чи­ла в 1930–40-х гг.: в за­ру­беж­ных стра­нах в это вре­мя дей­ст­во­ва­ло ок. 400 драг (для срав­не­ния: к 2005 в экс­плуа­та­ции ос­та­лось ок. 95 драг).

В Рос­сии пер­вая мно­го­чер­па­ко­вая дра­га, пе­ре­обо­ру­до­ван­ная из ку­п­лен­ной в Ни­дер­лан­дах зем­ле­чер­пал­ки, бы­ла со­ору­же­на на си­бир­ском при­ис­ке «Ро­ж­де­ст­вен­ский» в до­ли­не р. Ку­да­ча (1893). С 1900 Не­вьян­ский, а с 1903 Пу­ти­лов­ский за­во­ды при­сту­пи­ли к про­из-ву отеч. драг. С 1931 дра­ги вы­пус­ка­ет Ир­кут­ский за­вод тя­жё­ло­го ма­ши­но­строе­ния (ИЗТМ), яв­ляю­щий­ся осн. по­став­щи­ком драг в РФ. В 1951–65 бы­ло из­го­тов­ле­но пять драг глу­бо­ко­го чер­па­ния с объё­мом ков­ша 380 л. К нач. 1990-х гг. драж­ный флот СССР вклю­чал ок. 250 драг разл. ти­па.

В 1990-е гг., в свя­зи с при­ва­ти­за­ци­ей пред­при­ятий зо­ло­то­пла­ти­но­вой и ал­маз­ной пром-сти, дра­го­строе­ние в Рос­сии бы­ло при­ос­та­нов­ле­но, а боль­шин­ст­во дей­ст­во­вав­ших драг за­кон­сер­ви­ро­ва­но ли­бо спи­са­но. К 2005 в РФ экс­плуа­ти­ро­ва­лось ок. 65 драг. С нач. 2000-х гг. ИЗТМ возоб­но­вил про­из-во кон­ст­рук­тив­но усо­вер­шен­ст­во­ван­ных круп­но­лит­раж­ных драг для раз­ра­бот­ки зо­ло­то­нос­ных, пла­ти­но­вых, ред­ко­ме­тал­льных и ал­маз­ных рос­сы­пей.

Лит.: Леш­ков ВГ. Со­вре­мен­ная тех­ни­ка и тех­но­ло­гия драж­ных ра­бот. М., 1971; он же. Тео­рия и прак­ти­ка раз­ра­бот­ки рос­сы­пей мно­го­чер­па­ко­вы­ми дра­га­ми. М., 1980; он же. Раз­ра­бот­ка рос­сып­ных ме­сто­ро­ж­де­ний. М., 2007.

Вернуться к началу