Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖЕЛЕЗОБЕТО́ННЫЕ КОНСТРУ́КЦИИ И ИЗДЕ́ЛИЯ

Авторы: А. И. Звездов

ЖЕЛЕЗОБЕТО́ННЫЕ КОНСТРУ́КЦИИ И ИЗДЕ́ЛИЯ, эле­мен­ты зда­ний и со­ору­же­ний, из­го­тов­ляе­мые из же­ле­зо­бе­то­на. Вы­со­кие тех­ни­ко-эко­но­мич. по­ка­за­те­ли Ж. к. и и., воз­мож­ность срав­ни­тель­но лег­ко по­лу­чать кон­ст­рук­ции тре­буе­мых форм и раз­ме­ров при со­блю­де­нии за­дан­ной проч­но­сти обу­сло­ви­ли их ши­ро­кое при­ме­не­ние прак­ти­че­ски во всех об­лас­тях строи­тель­ст­ва и сде­ла­ли же­ле­зо­бе­тон са­мым мас­со­вым стро­ит. ма­те­риа­лом.

Ж. к. и и. под­раз­де­ля­ют на две осн. груп­пы: мо­но­лит­ные и сбор­ные. Мо­но­лит­ные Ж. к. и и. вы­пол­ня­ют не­посред­ст­вен­но на стро­ит. пло­щад­ках в про­цес­се строи­тель­ст­ва; сбор­ные – из­го­тав­ли­ва­ют в за­во­дских ус­ло­ви­ях на спе­циа­ли­зир. обо­ру­до­ва­нии. Для со­еди­не­ния с др. кон­ст­рук­ция­ми они име­ют спец. за­клад­ные де­та­ли или ар­ма­тур­ные вы­пус­ки. Со­от­но­ше­ние ме­ж­ду объ­ё­ма­ми при­ме­няе­мых мо­но­лит­ных и сбор­ных кон­ст­рук­ций в за­ру­беж­ной и отеч. прак­ти­ке по­сто­ян­но ме­ня­ет­ся в за­ви­симо­сти от раз­ви­тия тех­но­ло­гии и фор­ми­рую­щих­ся пред­став­ле­ни­ях о строи­тель­ст­ве из же­ле­зо­бе­то­на. Кро­ме то­го, Ж. к. и и. из­го­тав­ли­ва­ют без пред­ва­ри­тель­но­го на­пря­же­ния и с пред­ва­ри­тель­ным на­пря­же­ни­ем ар­ма­ту­ры (пред­ва­ритель­но на­пря­жён­ные кон­ст­рук­ции). Сре­ди жел.-бе­тон. кон­ст­рук­ций вы­де­ля­ют осо­бую груп­пу, имею­щую внеш­нее ар­ми­ро­ва­ние ме­тал­лич. про­фи­ля­ми (напр., сталь­ные тру­бы с бе­тон­ным за­пол­не­ни­ем) или лис­та­ми (напр., бе­тон­ная пли­та по сталь­но­му на­сти­лу). Та­кие кон­ст­рук­ции на­зы­ва­ют­ся ста­ле­бе­тон­ны­ми.

В 1-й пол. 20 в. в Рос­сии, как и во всём ми­ре, в осн. при­ме­ня­ли мо­но­лит­ный же­ле­зо­бе­тон. В кли­ма­тич. ус­ло­ви­ях Рос­сии с дли­тель­ным хо­лод­ным пе­рио­дом его ис­поль­зо­ва­ние ос­лож­ня­лось не­об­хо­ди­мо­стью про­ве­де­ния спец. ме­ро­прия­тий про­тив преж­де­вре­мен­но­го за­мер­за­ния же­ле­зо­бе­то­на при от­ри­ца­тель­ной темп-ре на­руж­но­го воз­ду­ха. Это не толь­ко тре­бо­ва­ло вы­со­кой тех­но­ло­гич. куль­ту­ры бе­то­ни­ро­ва­ния, но за­мет­но сни­жа­ло тем­пы строи­тель­ст­ва и по­вы­ша­ло его тру­до­ём­кость и стои­мость. По­это­му ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью раз­ви­тия ка­пи­таль­но­го строи­тель­ст­ва в СССР ста­ло пред­поч­те­ние кон­ст­рук­ций из сбор­но­го же­ле­зо­бе­то­на др. жел.-бе­тон. кон­ст­рук­ци­ям. В 1950-х гг. зна­чит. ка­пи­та­ло­вло­же­ния бы­ли вы­де­ле­ны на на­уч. ис­сле­до­ва­ния в этой об­лас­ти, на раз­ра­бот­ку зда­ний и со­ору­же­ний из сбор­ных жел.-бе­тон. кон­ст­рук­ций, их ти­пи­за­цию и уни­фи­ка­цию. Сфор­ми­ро­ва­лась на­уч. шко­ла, за­слу­ги ко­то­рой по­лу­чи­ли ми­ро­вое при­зна­ние. В от­но­си­тель­но ко­рот­кие сро­ки бы­ла соз­да­на вы­со­ко­ме­ха­ни­зир. пром-сть сбор­но­го же­ле­зо­бе­то­на с про­ект­ной про­из­во­ди­тель­но­стью до 180 млн. м3 в год. За пе­ри­од с 1955 по 1985 объ­ём при­ме­не­ния сбор­но­го же­ле­зо­бе­то­на воз­рос с 6,2 до 151 млн. м3 в год, т. е. уве­ли­чил­ся в 25 раз. Зна­чит. вни­ма­ние уде­ля­лось раз­ви­тию пред­ва­ри­тель­но на­пря­жён­ных кон­ст­рук­ций. Поя­ви­лись но­вые ме­то­ды на­тя­же­ния ар­ма­ту­ры и тех­но­ло­гии пред­ва­ри­тель­но на­пря­жён­но­го ар­ми­ро­ва­ния, в ча­ст­но­сти не­пре­рыв­ное пред­на­пря­жён­ное ар­ми­ро­ва­ние на ав­то­ма­ти­зир. стен­дах.

Па­рал­лель­но с про­из-вом сбор­ных Ж. к. и и. раз­ви­ва­лось и строи­тель­ст­во из мо­но­лит­но­го же­ле­зо­бе­то­на. Бла­го­да­ря раз­ви­тию тех­но­ло­гий мо­но­лит­но­го же­ле­зо­бе­то­на к кон. 20 в. сло­жи­лась си­туа­ция, при ко­то­рой ис­поль­зо­ва­ние мо­но­лит­ных жел.-бе­тон. кон­ст­рук­ций не име­ет тех­нич. пре­пят­ст­вий для ши­ро­ко­го строи­тель­ст­ва и оп­ре­де­ля­ет­ся толь­ко це­ле­со­об­раз­но­стью.

Ж. к. и и. за­во­дско­го из­го­тов­ле­ния со­хра­ня­ют за со­бой ли­ди­рую­щее по­ло­же­ние при строи­тель­ст­ве в го­ро­дах про­из­водств., жи­лых и об­ществ. зда­ний, при про­из-ве спец. де­та­лей (тру­бы, шпа­лы, сваи, опо­ры ЛЭП и др.), а так­же эле­мен­тов бла­го­ус­т­рой­ст­ва на­се­лён­ных мест.

Об­лас­тя­ми при­ме­не­ния мо­но­лит­ных Ж. к. и и. тра­ди­ци­он­но яв­ля­ют­ся гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ния, транс­порт­ное и под­зем­ное строи­тель­ст­во, со­ору­же­ния на шель­фе, мно­го­этаж­ные адм. зда­ния, а так­же ма­ло­этаж­ные жи­лые до­ма в го­род­ских и за­го­род­ных ус­ло­ви­ях.

На прак­ти­ке час­то при­ме­ня­ют сбор­но-мо­но­лит­ный ва­ри­ант жел.-бе­тон. кон­ст­рук­ций: отд. эле­мен­ты, из­го­тов­лен­ные в за­во­дских ус­ло­ви­ях, со­еди­ня­ют ме­то­дом мо­но­лит­но­го бе­то­ни­ро­ва­ния в еди­ную кон­ст­рук­цию (про­лёт мос­та, обо­лоч­ка по­кры­тия) или кон­ст­рук­тив­ную сис­те­му (кар­кас зда­ния).

К жел.-бе­тон. из­де­ли­ям от­но­сят­ся эле­мен­ты ма­лой ар­хи­тек­ту­ры, бла­го­ус­т­рой­ст­ва, инж. ком­му­ни­ка­ций и т. п.

Совр. жи­лищ­ное строи­тель­ст­во в ми­ре осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в зна­чит. ме­ре в ви­де ин­ду­ст­ри­аль­но­го до­мо­строе­ния на ба­зе при­ме­не­ния сбор­ных эле­мен­тов за­вод­ско­го из­го­тов­ле­ния. Од­но­вре­мен­но с этим рас­тёт ис­поль­зо­ва­ние мо­но­лит­но­го бе­то­на при воз­ве­де­нии не толь­ко разл. объ­ек­тов об­ществ. на­зна­че­ния, но и жи­лых зда­ний. Всё бо­лее ши­ро­кое при­ме­не­ние на­хо­дит де­ко­ра­тив­ное оформ­ле­ние сбор­ны­ми жел.-бе­тон. эле­мен­та­ми фа­са­дов зда­ний из мо­но­лит­но­го же­ле­зо­бе­то­на.

Уро­вень тех­но­ло­гии бе­то­на и же­ле­зо­бе­то­на по­зво­ля­ет по­лу­чать ком­по­зи­ци­он­ный ма­те­ри­ал с за­ра­нее за­дан­ны­ми свой­ст­ва­ми по мно­гим по­ка­зате­лям, а мно­го­гран­ность тех­но­ло­гич. приё­мов при­го­тов­ле­ния и ук­лад­ки бе­то­на тре­бу­ет при­ме­не­ния вы­со­ко­ме­ха­ни­зир. и ав­то­ма­ти­зир. про­из­водств, ко­то­рые це­ле­со­об­раз­но ор­га­ни­зо­вы­вать в ста­цио­нар­ных ус­ло­ви­ях. Для совр. строи­тель­ст­ва ха­рак­тер­на кон­цен­тра­ция зна­чит. объ­ё­мов на срав­ни­тель­но не­боль­ших тер­ри­то­ри­ях. Всё это де­ла­ет це­ле­со­об­раз­ным соз­да­ние за­во­дских про­из­водств Ж. к. и и., объ­ём ко­то­рых до 50 тыс. м3 в год; рас­стоя­ние пе­ре­воз­ки го­то­вой про­дук­ции не бо­лее 100 км.

Ж. к. и и. вы­пол­ня­ют в осн. с гиб­кой ар­ма­ту­рой в ви­де отд. стерж­ней, свар­ных се­ток и пло­ских кар­ка­сов (см. Ар­ма­ту­ра же­ле­зо­бе­тон­ных кон­ст­рук­ций). На­ря­ду со стерж­не­вой и про­во­лоч­ной ар­ма­ту­рой всё ча­ще при­ме­ня­ют дис­перс­ное ар­ми­ро­ва­ние из сталь­ных, стек­лян­ных и ба­заль­то­вых фибр. Для осо­бо слож­ных ус­ло­вий экс­плуа­та­ции це­ле­со­об­раз­ны кон­ст­рук­ции с вы­со­ко­проч­ной не­ме­тал­лич. ар­ма­ту­рой на ос­но­ве уг­ле­род­ных во­ло­кон или спец. пла­ст­масс.

Спо­со­бы рас­чё­та и кон­ст­руи­ро­ва­ния Ж. к. и и. по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­ву­ют­ся; в ча­ст­но­сти, ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся ме­то­ды, учи­ты­ваю­щие фи­зич. не­ли­ней­ность, ани­зо­тро­пию и др. спе­ци­фич. осо­бен­но­сти ис­поль­зуе­мых ма­те­риа­лов.

О ремонте и содержании Ж. к. и и. см. в ст. Техническая эксплуатация.

Вернуться к началу