Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕМЛЯНЫ́Е РАБО́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 434

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. И. Поспелов

ЗЕМЛЯНЫ́Е РАБО́ТЫ, ком­плекс ра­бот, вы­пол­няе­мых при строи­тель­ст­ве грун­то­вых со­ору­же­ний (зем­ля­ных пло­тин, зем­ля­но­го по­лот­на же­лез­ных и ав­то­мо­биль­ных до­рог и др.), уст­рой­ст­ве ос­но­ва­ний со­ору­же­ний, пла­ни­ров­ке тер­ри­то­рий под за­строй­ку. З. р. вклю­ча­ют раз­ра­бот­ку грун­та, его пе­ре­ме­ще­ние и ук­лад­ку в со­ору­же­ние (или от­вал для из­лиш­не­го грун­та); про­цесс ук­лад­ки при не­об­хо­ди­мо­сти мо­жет со­про­во­ж­дать­ся раз­рав­ни­ва­ни­ем и уп­лот­не­ни­ем грун­та. З. р., свя­зан­ные с до­бы­чей по­лез­ных ис­ко­пае­мых от­кры­тым спо­со­бом, от­но­сят­ся к гор­ным ра­бо­там (см. Вскрыш­ные ра­бо­ты).

Раз­ли­ча­ют З. р. ли­ней­ные и со­сре­до­то­чен­ные. Ес­ли объ­ём З. р. бо­лее или ме­нее рав­но­мер­но рас­пре­де­лён вдоль со­ору­же­ния зна­чит. про­тя­жён­но­сти (напр., при строи­тель­ст­ве же­лез­ных и ав­то­мо­биль­ных до­рог), они на­зы­ва­ют­ся ли­ней­ны­ми. К со­сре­до­то­чен­ным от­но­сят З. р. боль­шой тру­до­ём­ко­сти, скон­цен­три­ро­ван­ные в од­ном мес­те или на не­зна­чит. про­тя­же­нии (уст­рой­ст­во глу­бо­ких вы­емок, раз­ра­бот­ка грун­то­вых карь­е­ров, воз­ве­де­ние вы­со­ких на­сы­пей зем­ля­ных пло­тин и др.); их объ­ём на еди­ни­цу дли­ны в не­сколь­ко раз боль­ше, чем при ли­ней­ных ра­бо­тах.

Вы­пол­не­нию З. р. пред­ше­ст­ву­ют под­го­то­вит. и вспо­мо­гат. ра­бо­ты, к ко­то­рым от­но­сят­ся: очи­ст­ка тер­ри­то­рии, раз­бив­ка грун­то­вых со­ору­же­ний, от­вод по­верх­но­ст­ных вод, уст­рой­ст­во дре­на­жа со­ору­же­ний, ук­ре­п­ле­ние сте­нок вы­ем­ки, за­кре­п­ле­ние грун­тов и др.

Вы­ем­ки и грун­то­вые карь­е­ры раз­ра­ба­ты­ва­ют ярус­ным или ло­бо­вым спо­со­бом. Ярус­ный спо­соб за­клю­ча­ет­ся в по­слой­ном вскры­тии грун­та на всю пло­щадь вы­ем­ки; при ло­бо­вом – грунт раз­ра­ба­ты­ва­ют в на­ча­ле вы­ем­ки или в грун­то­вом карь­е­ре на пол­ную глу­би­ну. На­сы­пи воз­во­дят спо­со­бом по­слой­ной ук­лад­ки или «с го­ло­вы» со­ору­же­ния.

З. р. поч­ти пол­но­стью ме­ха­ни­зи­ро­ва­ны и вы­пол­ня­ют­ся вы­со­ко­про­из­во­дит. ма­ши­на­ми. Осн. спо­со­бы З. р.: ме­ха­ни­че­ский, взрыв­ной, гид­ро­ме­ха­ни­че­ский.

При ме­ха­ни­че­ском спо­со­бе (наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ном) грунт раз­ра­ба­ты­ва­ют зем­ле­рой­ны­ми или зем­ле­рой­но-транс­порт­ны­ми ма­ши­на­ми. При не­об­хо­ди­мо­сти транс­пор­ти­ро­ва­ния грун­та (из вы­емок к мес­ту ук­лад­ки) на зна­чит. рас­стоя­ния при­ме­ня­ет­ся т. н. транс­порт­ный спо­соб, ко­гда раз­ра­бо­тан­ный зем­ле­рой­ны­ми ма­ши­на­ми грунт пе­ре­ме­ща­ют с ис­поль­зо­ва­ни­ем транс­порт­ных средств (рель­со­вый и без­рель­со­вый транс­порт, лен­точ­ные кон­вей­е­ры и т. п.). В слу­чае пе­ре­ме­ще­ния грун­та на не­боль­шие рас­стоя­ния (150–200 м) обыч­но ис­поль­зу­ет­ся бес­транс­порт­ный спо­соб: вы­ем­ка грун­та и уда­ле­ние его за пре­де­лы кон­ту­ров со­ору­же­ний про­из­во­дят­ся без при­ме­не­ния до­пол­нит. транс­порт­ных средств.

При взрыв­ном спо­со­бе для пе­ре­меще­ния грун­та в нуж­ном на­прав­ле­нии ис­поль­зу­ет­ся си­ла взры­ва за­ря­дов ВВ (см. На­прав­лен­ный взрыв). Во мно­гих слу­ча­ях (осо­бен­но при боль­ших объ­ё­мах ра­бот) взрыв­ной спо­соб яв­ля­ет­ся наи­бо­лее эко­но­мич­ным.

Гид­ро­ме­ха­ни­че­ский спо­соб З. р., на­зы­вае­мый гид­ро­ме­ха­ни­за­ци­ей, осу­щест­в­ля­ет­ся с по­мо­щью гид­ро­мо­ни­то­ров, раз­ра­ба­ты­ваю­щих зем­ля­ной мас­сив на­по­ром во­дя­ной струи, или зем­ле­со­сных сна­ря­дов, вса­сы­ваю­щих грунт вме­сте с во­дой. Стои­мость про­из­вод­ст­ва ра­бот сред­ст­ва­ми гид­ро­ме­ха­ни­за­ции мень­ше, чем при ис­поль­зо­ва­нии зем­ле­рой­ных ма­шин.

При­ме­ня­ют­ся так­же и ком­би­ни­ров. спо­со­бы З. р., напр. со­че­та­ние ме­ха­нич. спо­со­ба с взрыв­ным, гид­ро­ме­ха­ни­че­ским.

Вы­бор спо­со­ба про­из­вод­ст­ва З. р. за­ви­сит от со­сре­до­то­чен­но­сти объ­ё­мов ра­бот, сте­пе­ни труд­но­сти раз­ра­бот­ки грун­тов, объ­ё­ма и ха­рак­те­ра транс­порт­ных ра­бот, свя­зан­ных с пе­ре­ме­ще­ни­ем грун­тов на ме­сто ук­лад­ки. Наи­бо­лее эф­фек­тив­ный спо­соб оп­ре­де­ля­ют срав­не­ни­ем ва­ри­ан­тов по се­бе­стои­мо­сти, сро­кам вы­пол­не­ния и т. п.

Лит.: Баб­ков В. Ф. Ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги. 3-е изд. М., 1983.

Вернуться к началу