Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕМЛЯНО́Е ПОЛОТНО́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 433

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. И. Поспелов
Железнодорожное земляное полотно с прилегающими к нему устройствами и сооружениями: 1 – кюветы; 2 – бровка; 3 – обочина; 4 – сливная призма; 5 – основная площадка; 6 &nda...

ЗЕМЛЯНО́Е ПОЛОТНО́, ин­же­нер­ное со­ору­же­ние в ви­де ис­кус­ст­вен­но вы­ров­нен­ной по­ло­сы зем­ли (с при­да­ни­ем ей до­пус­ти­мых ук­ло­нов), ко­то­рая слу­жит ос­но­ва­ни­ем верх­не­го строе­ния ж.-д. пу­ти или про­ез­жей час­ти ав­то­мо­биль­ной до­ро­ги. З. п. вос­при­ни­ма­ет на­груз­ки от рель­со­шпаль­ной ре­шёт­ки, бал­ласт­но­го слоя и экс­плуа­ти­руе­мо­го под­виж­но­го со­ста­ва (на же­лез­ных до­ро­гах), от до­рож­ной оде­ж­ды и ав­то­мо­би­лей (на ав­то­мо­биль­ных до­ро­гах), рав­но­мер­но рас­пре­де­ляя эту на­груз­ку на ни­же­ле­жа­щий ес­теств. грунт (рис.). При строи­тель­ст­ве З. п. со­ору­жа­ют на­сы­пи, вы­ем­ки и при­ле­гаю­щие к ним устрой­ст­ва. Ук­ло­ны З. п. вы­пол­ня­ют бо­лее по­ло­ги­ми, чем в ес­теств. ме­ст­но­сти, пу­тём сре­за­ния час­ти грун­та или, на­обо­рот, под­сып­кой (напр., в мес­тах рас­по­ло­же­ния до­ро­ги в по­ни­жен­ных мес­тах). Уча­ст­ки на­сы­пей выс. ме­нее 1 м счи­та­ют ну­ле­вы­ми от­мет­ка­ми. При силь­но­пе­ре­се­чён­ном рель­е­фе ме­ст­но­сти и в гор­ных рай­онах, где до­ро­ги час­то при­хо­дит­ся про­кла­ды­вать вдоль ко­со­го­ров, ис­поль­зу­ют та­кие ти­пы З. п., как по­лу­на­сы­пи-по­лу­вы­ем­ки, на­сы­пи с под­пор­ны­ми стен­ка­ми и вре­зан­ные в ко­со­гор пол­ки и др. Для обес­пе­че­ния на­дёж­но­сти ра­бо­ты З. п. на­сы­пи воз­во­дят из ус­той­чи­вых грун­тов, ко­то­рые ук­ла­ды­ва­ют го­ри­зон­таль­ны­ми слоя­ми, хо­ро­шо уп­лот­няя и за­щи­щая от про­ник­но­ве­ния во­ды. Ши­ри­на З. п. ав­то­мобиль­ных до­рог в верх­ней его час­ти оп­ре­де­ля­ет­ся ши­ри­ной про­ез­жей час­ти и обо­чин, на­ли­чи­ем раз­де­лит. по­лос. Ши­ри­на осн. пло­щад­ки же­лез­ной до­ро­ги при­ни­ма­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от ка­те­го­рии до­ро­ги (напр., для од­но­пут­ных ли­ний 1–2-й ка­те­го­рий – ши­ри­на 7 м).

Верх­няя часть З. п. со­еди­ня­ет­ся с при­ле­гаю­щей ме­ст­но­стью спла­ни­ро­ван­ны­ми на­клон­ны­ми плос­ко­стя­ми – от­ко­са­ми. Кру­тиз­ну от­ко­сов ха­рак­те­ри­зу­ет ко­эф. за­ло­же­ния – от­но­ше­ние вы­со­ты от­ко­са к его го­ри­зон­таль­ной про­ек­ции; нор­ми­руе­мое за­ло­же­ние от­ко­са оп­ре­де­ля­ет­ся вы­со­той на­сы­пи (глу­би­ной вы­ем­ки), ти­пом грун­та, гео­ло­гич. и гид­ро­гео­ло­гич. ус­ло­вия­ми, цен­но­стью с.-х. уго­дий, спо­со­ба­ми про­из-ва ра­бот при строи­тель­ст­ве, тре­бо­ва­ния­ми ланд­шафт­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния. Во из­бе­жа­ние за­не­се­ния З. п. сне­гом и для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти дви­же­ния на ав­то­мо­биль­ных до­ро­гах у низ­ких на­сы­пей уст­раи­ва­ют по­ло­гие от­ко­сы, по ко­то­рым ав­то­мо­биль, не оп­роки­ды­ва­ясь, мо­жет съе­хать с до­ро­ги. В зо­не З. п. рас­по­ла­га­ют­ся так­же ре­зервы – не­глу­бо­кие вы­ра­бот­ки грун­та вдоль до­ро­ги, из ко­то­рых был взят грунт для от­сып­ки на­сы­пи, и ка­валь­е­ры – па­рал­лель­ные вы­ем­кам ва­лы грун­та, не по­тре­бо­вав­ше­го­ся для от­сып­ки смеж­ных уча­ст­ков на­сы­пей. В со­став З. п. вхо­дят все со­ору­же­ния, пред­на­зна­чен­ные для осу­ше­ния до­ро­ги и от­во­да от неё во­ды, – бо­ко­вые ка­на­вы (кю­ве­ты), на­гор­ные и за­бан­кет­ные ка­на­вы, дре­на­жи, а так­же ук­ре­пи­тель­ные и за­щит­ные со­ору­же­ния (про­ти­во­на­лёд­ные, про­ти­во­об­валь­ные, ла­ви­но­за­щит­ные).

Стои­мость по­строй­ки З. п., как пра­ви­ло, не пре­вы­ша­ет 12–15% от об­щей стои­мо­сти строи­тель­ст­ва до­ро­ги.

Лит.: Баб­ков В. Ф. Ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги. 3-е изд. М., 1983; Тех­но­ло­гия, ме­ха­ни­за­ция и ав­то­ма­ти­за­ция пу­те­вых ра­бот / Под ред. Э. В. Во­робь­е­ва, К. Н. Дья­ко­ва. М., 1996.

Вернуться к началу