Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРЕБНЫ́Е СУДА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 658

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

ГРЕБНЫ́Е СУДА́, су­да, при­во­ди­мые в дви­же­ние с по­мо­щью вё­сел. Реч­ные и мор­ские Г. с. из­вест­ны с глу­бо­кой древ­но­сти. Уже в Древ­нем Егип­те строи­ли мно­го­вё­сель­ные Г. с. – вна­ча­ле из па­пи­ру­са с греб­ко­вы­ми вёс­ла­ми, позд­нее – де­ре­вян­ные, с де­сят­ка­ми вё­сел на ук­лю­чи­нах. Со­хра­ни­лось опи­са­ние по­стро­ен­но­го при егип. пра­ви­те­ле Пто­ле­мее IV Фи­ло­па­то­ре плос­ко­дон­но­го Г. с. дли­ной бо­лее 100 м, на ко­то­ром по­ме­ща­лось ок. 3000 вои­нов; его при­во­ди­ли в дви­же­ние 4000 греб­цов, рас­по­ла­гав­ших­ся в 40 ря­дов. В Фи­ни­кии, за­тем в Древ­ней Гре­ции, Кар­фа­ге­не и Ри­ме строи­ли круп­ные греб­ные ко­раб­ли (трие­ры, ли­бур­ны и др.), на ос­но­ве ко­то­рых в 7 в. ве­не­ци­ан­цы со­зда­ли га­ле­ры. В даль­ней­шем круп­ные Г. с. бы­ли вы­тес­не­ны бо­лее со­вер­шен­ны­ми па­рус­ны­ми су­да­ми.

Г. с. под­раз­де­ля­ют на су­до­вые и спор­тив­ные лод­ки, а так­же лод­ки разл. на­зна­че­ния. К су­до­вым лод­кам (шлюп­кам) от­но­сят бар­ка­сы и по­лу­бар­ка­сы (14–22-вё­сель­ные круп­ные шлюп­ки), ялы (ши­ро­кие ко­рот­кие шлюп­ки, имею­щие от 2 до 8 вё­сел) и ту­зи­ки (ту­зы, имею­щие 2 по­са­доч­ных мес­та). Раз­ли­ча­ют так­же спа­са­тель­ные и бы­ст­ро­ход­ные (вель­бот и гич­ка) шлюп­ки. К спор­тив­ным лод­кам от­но­сят ака­де­ми­че­ские су­да, бай­дар­ки и ка­ноэ, а так­же лод­ки для на­род­ной греб­ли (шлюп­ка-оди­ноч­ка, шлюп­ка-двой­ка, ял, ту­зик и вель­бот). Кро­ме то­го, стро­ят ме­нее мо­ре­ход­ные (обыч­но плос­ко­дон­ные) Г. с. разл. на­зна­че­ния. Сре­ди них од­но­вё­сель­ная ве­не­ци­ан­ская лод­ка – гон­до­ла и раз­но­об­раз­ные лод­ки без на­зва­ния – цель­ные, на­дув­ные или раз­бор­ные.

Вернуться к началу