Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРЕБНО́Е КОЛЕСО́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 657

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

ГРЕБНО́Е КОЛЕСО́, су­до­вой дви­жи­тель, пред­став­ляю­щий со­бой ци­лин­д­рич. кон­ст­рук­цию с по­пе­реч­ной осью вра­ще­ния, по ок­руж­но­сти ко­то­рой за­кре­п­ле­ны пря­мо­уголь­ные ло­па­сти. Суд­но при­во­дит­ся в дви­же­ние упо­ром пе­рио­ди­че­ски вхо­дя­щих в во­ду ло­па­стей. Раз­ли­ча­ют Г. к. с не­под­виж­ны­ми и с по­во­рот­ны­ми ло­пастя­ми. Г. к. с по­во­рот­ны­ми ло­па­стя­ми име­ют бoльший кпд бла­го­да­ря обес­пе­че­нию без­удар­но­го вхо­да ло­па­сти в во­ду. Г. к. ус­та­нав­ли­ва­ют по бор­там (в сред­ней час­ти суд­на) или по­за­ди суд­на (за кор­мой). Пре­им. при­ме­не­ние име­ют бор­то­вые ко­лё­са. Не­дос­тат­ком Г. к. яв­ля­ет­ся сни­же­ние эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты при из­ме­не­нии глу­би­ны по­гру­же­ния (напр., при кач­ке или вслед­ст­вие из­ме­не­ния осад­ки суд­на). Г. к. с мус­куль­ным дви­жи­те­лем – древ­ней­ший дви­жи­тель, при­ме­няв­ший­ся ещё до н. э. Из­вест­но ис­поль­зо­ва­ние Г. к. рим­ля­на­ми на су­дах, пе­ре­во­зив­ших вой­ска на Си­ци­лию. В Древ­нем Ки­тае Г. к. ус­та­нав­ли­ва­лись на джон­ках для пла­ва­ния по р. Янц­зы. Ши­ро­кое при­ме­не­ние Г. к. по­лу­чи­ли в нач. 19 в. на реч­ных и мор­ских су­дах с па­ро­вы­ми ма­ши­на­ми. Пер­вым ко­лёс­ным суд­ном, со­вер­шав­шим ре­гу­ляр­ные рей­сы, был па­ро­ход «Клер­монт» (США, 1807). К нач. 20 в., по­сле за­ме­ны па­ро­вой ма­ши­ны дви­га­те­лем внутр. сго­ра­ния, Г. к. бы­ли поч­ти пол­но­стью вы­тес­не­ны греб­ны­ми вин­та­ми. Тем не ме­нее для реч­ных су­дов, экс­плуа­ти­рую­щих­ся на ог­ра­ни­чен­ных глу­би­нах, Г. к. яв­ля­ют­ся наи­бо­лее эф­фек­тив­ны­ми дви­жи­те­ля­ми.

Вернуться к началу