ГРАЧЁВ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРАЧЁВ Виталий Андреевич (23.1.1903, Томск – 24.12.1978, Москва), рос. конструктор в области автомобилестроения. Учился в Томском технологич. ин-те. С 1931 инженер, руководитель конструкторской группы спецмашин (автомобилей повышенной проходимости) на Нижегородском автозаводе (с 1932 Горьковский автозавод – ГАЗ). В 1939 Г. разработал первый в СССР полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-61, ставший базовой моделью для целого ряда рос. автомобилей, в т. ч. ГАЗ-64 (1941), БА-64 (1942), а также для ГАЗ-67Б (1944), который по своим тяговым свойствам и проходимости превосходил массовую амер. машину «Виллис». В 1944–51 Г. – гл. конструктор Днепропетровского автозавода (ДАЗ). Под его руководством в 1950 создана трёхосная амфибия ДАЗ-485 (армейское обозначение БАВ, выпускалась до 1962). С 1951 зам. гл. конструктора, с 1954 гл. конструктор спец. конструкторского бюро на ЗИСе (с 1956 автозавод им. И. А. Лихачёва – ЗИЛ). Возглавлял работы по созданию колёсных арт. тягачей, самоходных ракетных установок ЗИЛ-135К (выпускалась с 1959), ЗИЛ-135ЛМ (выпускалась в 1964–1993 на Брянском автозаводе под маркой БАЗ-135ЛМ; несла тактич. ракеты «Луна», «Луна-М», «Ураган», самоходные понтоны «Волна»), морской амфибии ЗИЛ-135П (выпускалась с 1965). С 1965 в рамках сов. космич. программы руководил разработкой поисково-эвакуац. автомобилей-амфибий ПЭУ-1 (1966) и ПЭУ-1М (1968) и поисково-эвакуац. комплекса (1975), состоящего из 3 машин: 2 трёхосных колёсных амфибий (позднее названных «Синими птицами») – пассажирской ЗИЛ-49061 и грузовой ЗИЛ-4906 – и 1 шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061, перевозимого на борту грузовой амфибии.
Г. было создано ок. 90 моделей автомобилей, многие из которых пошли в серийное производство. Гос. пр. СССР (1942, 1951). Награждён орденом Ленина.