Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАЧЁВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 650

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Нарбут

ГРАЧЁВ Ви­та­лий Ан­д­рее­вич (23.1.1903, Томск – 24.12.1978, Мо­ск­ва), рос. кон­ст­рук­тор в об­лас­ти ав­то­мо­би­ле­строе­ния. Учил­ся в Том­ском тех­но­ло­гич. ин-те. С 1931 ин­же­нер, ру­ко­во­ди­тель кон­ст­рук­тор­ской груп­пы спец­ма­шин (ав­то­моби­лей по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти) на Ни­же­го­род­ском ав­то­за­во­де (с 1932 Горь­ков­ский ав­то­за­вод – ГАЗ). В 1939 Г. раз­рабо­тал пер­вый в СССР пол­но­при­вод­ный лег­ко­вой ав­то­мо­биль ГАЗ-61, став­ший ба­зо­вой мо­де­лью для це­ло­го ря­да рос. ав­то­мо­би­лей, в т. ч. ГАЗ-64 (1941), БА-64 (1942), а так­же для ГАЗ-67Б (1944), ко­то­рый по сво­им тя­го­вым свой­ст­вам и про­хо­ди­мо­сти пре­вос­хо­дил мас­со­вую амер. ма­ши­ну «Вил­лис». В 1944–51 Г. – гл. кон­ст­рук­тор Днеп­ро­пет­ров­ско­го ав­то­за­во­да (ДАЗ). Под его ру­ко­во­дством в 1950 соз­да­на трёх­ос­ная ам­фи­бия ДАЗ-485 (ар­мей­ское обо­зна­че­ние БАВ, вы­пус­ка­лась до 1962). С 1951 зам. гл. кон­ст­рук­то­ра, с 1954 гл. кон­ст­рук­тор спец. кон­ст­рук­тор­ско­го бю­ро на ЗИСе (с 1956 ав­то­за­вод им. И. А. Ли­ха­чё­ва – ЗИЛ). Воз­глав­лял ра­бо­ты по соз­да­нию ко­лёс­ных арт. тя­га­чей, са­мо­ход­ных ра­кет­ных ус­та­но­вок ЗИЛ-135К (вы­пус­ка­лась с 1959), ЗИЛ-135ЛМ (вы­пус­ка­лась в 1964–1993 на Брян­ском ав­тоза­во­де под мар­кой БАЗ-135ЛМ; не­сла так­тич. ра­ке­ты «Лу­на», «Лу­на-М», «Ура­ган», са­мо­ход­ные пон­то­ны «Вол­на»), мор­ской ам­фибии ЗИЛ-135П (вы­пус­ка­лась с 1965). С 1965 в рам­ках сов. кос­мич. про­грам­мы ру­ко­во­дил раз­ра­бот­кой по­ис­ко­во-эва­ку­ац. ав­то­мо­би­лей-ам­фи­бий ПЭУ-1 (1966) и ПЭУ-1М (1968) и по­ис­ко­во-эва­ку­ац. ком­плек­са (1975), со­стоя­ще­го из 3 ма­шин: 2 трёх­ос­ных ко­лёс­ных ам­фи­бий (позд­нее на­зван­ных «Си­ни­ми пти­ца­ми») – пас­са­жир­ской ЗИЛ-49061 и гру­зо­вой ЗИЛ-4906 – и 1 шне­ко­ро­тор­но­го сне­го­бо­ло­то­хо­да ЗИЛ-29061, пе­ре­во­зи­мо­го на бор­ту гру­зо­вой ам­фи­бии.

Г. бы­ло соз­да­но ок. 90 мо­де­лей ав­то­мо­би­лей, мно­гие из ко­то­рых по­шли в се­рий­ное про­из­вод­ст­во. Гос. пр. СССР (1942, 1951). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Вернуться к началу