Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАФИ́ЧЕСКИЙ РЕДА́КТОР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 642-643

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Н. Тарлапан

ГРАФИ́ЧЕСКИЙ РЕДА́КТОР, про­грам­ма или ком­плекс про­грамм, пред­на­зна­чен­ных для соз­да­ния и ре­дак­ти­ро­ва­ния гра­фич. изо­бра­же­ний (чер­те­жей, ил­лю­ст­ра­ций, фо­то­изо­бра­же­ний и др.) на ЭВМ. По­лу­чен­ное изо­бра­же­ние мо­жет быть вы­ве­де­но на эк­ран ком­пь­ю­те­ра или со­пря­жён­но­го с ним уст­рой­ст­ва, со­хра­не­но в фай­ле в к.-л. гра­фич. фор­ма­те (напр., для даль­ней­ше­го ре­дак­ти­ро­ва­ния), рас­пе­ча­та­но на прин­те­ре или др. уст­рой­ст­ве вы­во­да, а так­же экс­пор­ти­ро­ва­но для ис­поль­зо­ва­ния в др. про­грам­мах. По ти­пу ре­дак­ти­руе­мых дан­ных Г. р. де­лят на двух­мер­ные (пло­ские изо­бра­же­ния) и трёх­мер­ные (объ­ём­ные изо­бра­же­ния). На­бор ин­ст­ру­мен­тов Г. р. двух­мер­ных изо­бра­же­ний обыч­но вклю­ча­ет: разл. вир­ту­аль­ные кис­ти, ка­ран­да­ши, рас­пы­ли­те­ли, лас­ти­ки, нож­ни­цы, рам­ки; двух­мер­ные при­ми­ти­вы (раз­но­об­раз­ные ли­нии, фи­гур­ные эле­мен­ты и др.); сред­ст­ва соз­да­ния тек­сто­вых строк; разл. ви­зу­аль­ные фильт­ры (ту­ман, до­бав­ле­ние или уст­ра­не­ние ца­ра­пин и др.); сред­ст­ва ра­бо­ты с неск. слоя­ми изо­бра­же­ния од­но­вре­мен­но, а так­же с вы­де­лен­ны­ми час­тя­ми ри­сун­ка (напр., уда­ле­ние, ко­пи­ро­ва­ние, пе­ре­нос, вне­се­ние в ри­су­нок го­то­вых изо­бра­же­ний из биб­лио­те­ки гра­фич. об­ра­зов) и др. Боль­шин­ст­во ин­ст­ру­мен­тов име­ют до­пол­ни­тель­ные па­ра­мет­ры или ат­ри­бу­ты (напр., тол­щи­на и твёр­дость кис­ти, тип и цвет ли­ний, вид шриф­та, сте­пень про­зрач­но­сти и др.), из­ме­няя ко­то­рые поль­зо­ва­тель мо­жет до­би­вать­ся разл. ви­зу­аль­ных эф­фек­тов.

Двух­мер­ные Г. р. под­раз­де­ля­ют­ся на век­тор­ные (напр., Corel Draw, Macro­me­dia FLASH) и рас­тро­вые (напр., Pho­toShop, Paint, GIMP). Век­тор­ные Г. р. пред­став­ля­ют ри­су­нок в ви­де на­бо­ра разл. двух­мер­ных гра­фич. при­ми­ти­вов (ли­нии, пря­мо­уголь­ни­ки, ова­лы и др.) с при­пи­сан­ны­ми им свой­ст­ва­ми (тол­щи­на ли­ний, раз­мер, цвет и др.). Напр., чер­те­жи, схе­мы, кар­ты в век­тор­ном фор­ма­те – на­бор цвет­ных ли­ний и за­кра­шен­ных об­лас­тей. Рас­тро­вое изо­бра­же­ние – это со­во­куп­ность то­чек (ка­ж­дая из ко­то­рых име­ет свой цвет), ре­гу­ляр­но за­пол­няю­щих не­ко­то­рую об­ласть, вос­при­ни­мае­мых че­ло­ве­ком на рас­стоя­нии как изо­бра­же­ние (напр., фо­то­гра­фия, по­лу­чен­ная циф­ро­вым фо­то­ап­па­ра­том, или от­ска­ни­ро­ван­ный ри­су­нок).

Трёх­мер­ные Г. р. (напр., Maya, 3D-StudioMax) опе­ри­ру­ют в вир­ту­аль­ном про­стран­ст­ве разл. трёх- и двух­мер­ны­ми гео­мет­рич. объ­ек­та­ми, по­зво­ляя ме­нять их рас­по­ло­же­ние и фор­му. Как пра­ви­ло, сна­ча­ла соз­да­ёт­ся кар­кас ри­сун­ка из трёх­мер­ных гра­фич. при­ми­ти­вов, за­тем трёх­мер­ные объ­ек­ты ре­дак­ти­ру­ют­ся пу­тём при­ме­не­ния к ним на­бо­ра го­то­вых 3D-эф­фек­тов (из­ме­не­ние гра­ди­ент­ных за­ли­вок, по­ло­же­ния, ин­тен­сив­но­сти и цве­то­вой гам­мы, ис­точ­ни­ка ос­ве­щён­но­сти, пе­ре­лис­ты­ва­ние стра­ниц и др.).

Вернуться к началу