Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОРОДСКО́Й ТРА́НСПОРТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 484

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. И. Поспелов

ГОРОДСКО́Й ТРА́НСПОРТ, ком­плекс разл. ви­дов транс­пор­та, осу­ще­ст­в­ляю­щий пе­ре­воз­ку на­се­ле­ния и гру­зов на тер­ри­то­рии го­ро­да и в бли­жай­шей при­го­род­ной зо­не, а так­же вы­пол­няю­щий ра­бо­ты по бла­го­ус­т­рой­ст­ву го­ро­да. При на­ли­чии в сис­те­ме го­ро­да го­ро­дов-спут­ни­ков и уда­лён­ных зон мас­со­во­го от­ды­ха Г. т. об­слу­жи­ва­ет всю аг­ло­ме­ра­цию. Г. т. вклю­ча­ет транс­порт­ные сред­ст­ва (под­виж­ной со­став), пред­при­ятия по об­слу­жи­ва­нию и ре­мон­ту, а так­же инж. со­ору­же­ния (мос­ты, эс­та­ка­ды, пу­те­про­во­ды, тон­не­ли, рель­со­вые пу­ти и др.). Г. т. объ­е­ди­ня­ет: ав­то­мо­би­ли лич­но­го (или кор­по­ра­тив­но­го) поль­зо­ва­ния; транс­порт для гру­зо­вых пе­ре­во­зок; об­ществ. транс­порт (в т. ч. так­си); спец. транс­порт – транс­порт не­от­лож­ных служб (по­жар­ный, «Ско­рой по­мо­щи» и др.), ав­то­мо­би­ли для ВИП-пе­ре­во­зок, ре­монт­ную и убо­роч­ную тех­ни­ку (см. Ком­му­наль­ные ма­ши­ны); вод­ный транс­порт (реч­ные «трам­ваи», мо­тор­ные и греб­ные лод­ки и др.); возд. транс­порт (вер­то­лё­ты).

Гру­зо­вые пе­ре­воз­ки в го­ро­де осу­ще­ст­в­ля­ют­ся гру­зо­вы­ми ав­то­мо­би­ля­ми об­ще­го и спец. на­зна­че­ния, ж.-д. пром. транс­пор­том, а так­же вод­ным транс­пор­том в го­ро­дах, рас­по­ло­жен­ных на бе­ре­гах су­до­ход­ных рек и мор. по­бе­ре­жье. Ин­ди­ви­ду­аль­ные гру­зо­вые пе­ре­воз­ки на­се­ле­ния об­слу­жи­ва­ет гру­зо­вой так­со­мо­тор­ный транс­порт.

Осн. ви­да­ми гор. об­ществ. транс­пор­та яв­ля­ют­ся ав­то­мо­биль­ный, на­зем­ный транс­порт на элек­трич. тя­ге (трам­вай и трол­лей­бус) и вне­улич­ный ско­ро­ст­ной (мет­ро­по­ли­тен, мо­но­рель­со­вый транс­порт, ско­ро­ст­ной трам­вай). Рас­пре­де­ление объ­ё­ма пе­ре­во­зок пас­са­жи­ров по ви­дам транс­пор­та за­ви­сит от уров­ня ав­то­мо­би­ли­за­ции и сте­пе­ни раз­ви­тия улич­но-до­рож­ной се­ти. В ма­лых и сред­них го­ро­дах Ев­ро­пы при уров­не ав­то­мо­би­ли­за­ции бо­лее 500 ав­то­мо­би­лей на 1000 жит. лег­ко­вым транс­пор­том обес­пе­чи­ва­ет­ся 60–80% пе­ре­во­зок пас­са­жи­ров, а в ме­га­по­ли­сах с раз­ви­той улич­но-до­рож­ной се­тью, мет­ро­по­ли­те­ном и сис­те­мой пар­ко­вок – не бо­лее 40%. В Мо­ск­ве в 2005 лег­ко­вы­ми ав­то­мо­би­ля­ми пе­ре­ве­зе­но ме­нее 20% от об­ще­го объ­ё­ма пе­ре­во­зок пас­са­жи­ров.

Ис­то­рия об­ществ. транс­пор­та на­счи­ты­ва­ет бо­лее 350 лет. Пер­вый гор. мар­шрут кон­но­го ом­ни­бу­са ор­га­ни­зо­ван во Фран­ции в 1662. До сер. 19 в. гор. су­хо­пут­ный транс­порт был кон­ным. По­яв­ле­ние же­лез­ных до­рог обу­сло­ви­ло по­пыт­ку ре­ше­ния гор. транс­порт­ных про­блем на их ос­но­ве – был соз­дан мет­ро­по­ли­тен, со­еди­няв­ший жи­лые рай­оны с ком­мерч. и де­ло­вы­ми цен­тра­ми. Пер­вая ли­ния мет­ро­по­ли­те­на от­кры­та в Лон­до­не в 1863. С 1880-х гг. в ка­че­ст­ве об­ществ. транс­пор­та поя­ви­лись трам­вай и трол­лей­бус. В нач. 20 в. для пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок на­ча­ли при­ме­нять ав­то­бу­сы. Бы­ст­рый рост ав­то­мо­би­ле­строе­ния при­вёл к на­сы­ще­нию го­ро­дов лич­ны­ми ав­то­мо­би­ля­ми (до 500–700 ав­то­мо­би­лей на 1000 жит. в 2004) и пе­ре­клю­че­нию на них боль­шей час­ти пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок. Тем не ме­нее во мно­гих стра­нах об­ществ. транс­порт со­хра­ня­ет до­ми­ни­рую­щую роль. Это обу­слов­ле­но тем, что при уров­не ав­то­мо­би­ли­за­ции до 300 ав­то­мо­би­лей на 1000 жит. б. ч. пе­ре­во­зок осу­ще­ст­в­ля­ет­ся лег­ко­вы­ми ав­то­мо­би­ля­ми, а до­ля пас­са­жи­ро­пе­ре­во­зок сред­ства­ми об­ществ. транс­пор­та со­кра­ща­ет­ся; даль­ней­шее уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти лич­ных ав­то­мо­би­лей де­ла­ет об­ществ. транс­порт бо­лее пред­поч­ти­тель­ным для тру­до­вых по­ез­док.

Ин­тен­сив­ный рост ко­ли­че­ст­ва ав­то­мо­би­лей на ули­цах го­ро­дов тре­бу­ет от му­ни­ци­па­ли­те­тов про­ве­де­ния спец. ме­ро­прия­тий по упо­ря­до­че­нию дви­же­ния: вве­де­ния при­ори­тет­но­го про­ез­да для средств об­ществ. транс­пор­та (вы­де­ле­ние спец. по­лос дви­же­ния, строи­тель­ст­во отд. трасс и др.) и ог­ра­ни­че­ния въез­да ин­ди­ви­ду­аль­ных лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей в центр го­ро­дов. Для осу­ще­ст­в­ле­ния это­го ог­ра­ни­че­ния вво­дит­ся пла­та за въезд в центр. часть го­ро­да в ра­бо­чие дни; соору­жа­ют­ся пе­ре­хва­ты­ваю­щие пар­ков­ки в мес­тах, удоб­ных для пе­ре­сад­ки на об­ществ. транс­порт; при­ме­ня­ют­ся спец. ме­ры по ог­ра­ни­че­нию въез­да, ос­но­ван­ные на к.-л. от­ли­чит. при­зна­ке ав­то­мо­би­ля (напр., по гос. но­мер­но­му зна­ку: че­ре­ду­ет­ся по дням не­де­ли раз­ре­ше­ние для въез­да ав­то­мо­би­лей с чёт­ны­ми и не­чёт­ны­ми но­ме­ра­ми), и др.

Пер­спек­тив­ные на­прав­ле­ния в раз­ви­тии об­ществ. транс­пор­та пред­по­ла­га­ют при­ме­не­ние мо­де­лей под­виж­но­го со­ста­ва (ав­то­бу­сов, трам­ва­ев, трол­лей­бу­сов) с низ­ким уров­нем по­ла для бо­лее ком­форт­ных ус­ло­вий вхо­да-вы­хо­да пас­са­жи­ров; ис­поль­зо­ва­ние аль­тер­на­тив­ных, бо­лее эко­ло­гич­ных, ис­точ­ни­ков энер­гии; вне­дре­ние ав­то­ма­ти­зир. сис­тем управ­ле­ния дви­же­ни­ем транс­пор­та с ис­поль­зо­ва­ни­ем ра­дио­свя­зи и средств спут­ни­ко­вой на­ви­га­ции, а так­же сис­тем ин­фор­ми­ро­ва­ния пас­са­жи­ров в ре­жи­ме ре­аль­но­го вре­ме­ни как на под­виж­ном со­ста­ве, так и на мар­шрут­ной се­ти.

Лит.: Фи­шель­сон М. С. Го­род­ские пу­ти со­об­ще­ния. 2-е изд. М., 1980; Jones D. Urban tran­sit police: an economic and political history. Englewood Cliffs, 1985; Блин­кин М. Я., Са­ры­чев А. В. Ку­да ве­дут рос­сий­ские до­ро­ги // Рос­сия в гло­баль­ной по­ли­ти­ке. 2005. № 2; Urban transport XI: Urban transport and the environment in the 21-st century. Boston, 2005.

Вернуться к началу