Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОНДО́ЛА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 396

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин, В. Ф. Захарченко
Фото Л. М. Суворовой Венецианская гондола.

ГОНДО́ЛА (итал. góndola), 1) од­но­вё­сель­ная плос­ко­дон­ная лод­ка с не­сим­мет­рич­ным по­пе­реч­ным се­че­ни­ем (дли­на в ср. 10 м, ши­ри­на 1,3 м), под­ня­ты­ми ук­ра­шен­ны­ми око­неч­но­стя­ми, имею­щая каю­ту или на­вес для пас­са­жи­ров и управ­ляе­мая од­ним греб­цом – гон­доль­е­ром. По­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в Ве­не­ции

(упо­ми­на­ет­ся в ис­точ­ни­ках с кон. 11 в.). Совр. Г. ис­поль­зу­ют­ся гл. обр. для про­гу­лок ту­ри­стов.

Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата: 1 – петли для зачехления гондолы; 2 – ступеньки; 3 – гондольные стропы; 4 – подвесные стропы; 5 – тросовый многоугол...

2) Ка­би­на воз­ду­хо­пла­ват. ЛА (аэ­ро­ста­та, ди­ри­жаб­ля) для раз­ме­ще­ния эки­па­жа, сна­ря­же­ния, бал­ла­ста, гру­зов и си­ло­вой ус­та­нов­ки. Г. мо­жет быть от­кры­той и за­кры­той (рис.). От­кры­тую ка­би­ну ис­поль­зу­ют на выс. до 4 км, а на выс. 4–11 км – толь­ко при на­ли­чии у эки­па­жа ин­ди­ви­ду­аль­ных ки­сло­род­ных при­бо­ров и уте­п­лён­ной оде­ж­ды (ком­бине­зо­нов). За­кры­тую Г. (гер­ме­тич­ную с кон­ди­цио­ни­ро­ва­ни­ем) ис­поль­зу­ют на вы­сот­ных аэ­ро­ста­тах (выс. св. 11 км). Идея соз­да­ния гер­ме­тич­ной Г. для по­лё­та в вы­со­кие слои ат­мо­сфе­ры вы­ска­за­на Д. И. Мен­де­лее­вым в 1875. Впер­вые та­кая ка­би­на при­ме­не­на в 1931 О. Пик­ка­ром при по­лё­те на стра­то­ста­те. Пер­вая в СССР гер­ме­тич­ная Г. кон­ст­рук­ции В. А. Чи­жев­ско­го бы­ла ус­та­нов­ле­на на стра­то­ста­те «СССР-1» в 1933. Кон­ст­рук­ция Г. вклю­ча­ет кар­кас из тон­ко­стен­ных про­фи­лей и об­шив­ку. Г. мо­жет из­го­тав­ли­вать­ся так­же из стек­ло- и уг­ле­пла­сти­ка. Пас­са­жир­ская Г. с руб­кой управ­ле­ния обыч­но раз­ме­ща­ет­ся бли­же к но­со­вой час­ти кор­пу­са. Под дни­щем Г. мон­ти­ру­ют­ся по­са­доч­ные уст­рой­ст­ва – пнев­ма­тич. амор­ти­за­то­ры, по­плав­ки, опор­ные ко­лё­са.

3) Обо­лоч­ка об­те­кае­мой фор­мы во­круг дви­га­те­ля, обес­пе­чи­ваю­щая его ус­та­нов­ку и экс­плуа­та­цию; яв­ля­ет­ся ча­стью си­ло­вой ус­та­нов­ки ЛА. Ино­гда Г. на­зы­ва­ют мо­то­гон­до­лой. Осн. эле­мен­ты Г. – кар­кас с тон­ко­стен­ны­ми па­не­ля­ми, снаб­жён­ны­ми бы­ст­ро­съём­ны­ми крыш­ка­ми, сис­те­ма вен­ти­ля­ции, сис­те­ма кре­п­ле­ния дви­га­те­ля.

4) Г. же­лез­но­до­рож­ная – са­мо­раз­гру­жаю­щий­ся по­лу­ва­гон с пло­ским го­ри­зон­таль­ным по­лом.

Вернуться к началу