Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛИ́ССЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 244

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГЛИ́ССЕР (от франц. glisseur, букв. – сколь­зя­щий), бы­ст­ро­ход­ное суд­но, сколь­зя­щее по по­верх­но­сти во­ды. Пер­вый Г. по­стро­ен франц. инж. Ш. де Лам­бе­ром в 1897. Глис­си­ро­ва­ние суд­на про­ис­хо­дит при зна­чит. ско­ро­стях дви­же­ния (от 10 м/с для ма­лых су­дов до не­сколь­ких де­сят­ков м/с для су­дов с боль­шим во­до­из­ме­ще­ни­ем); ему пред­ше­ст­ву­ет сна­ча­ла ре­жим пла­ва­ния (при от­сут­ст­вии хо­да), за­тем – пе­ре­ход­ный ре­жим. В ре­жи­ме пла­ва­ния вес суд­на пол­но­стью урав­но­ве­ши­ва­ет­ся про­ти­во­по­лож­но на­прав­лен­ны­ми гид­ро­ста­тич. си­ла­ми (под­дер­жи­ваю­щей си­лой и си­лой тя­же­сти). В пе­ре­ход­ном ре­жи­ме на кор­пус суд­на на­чи­на­ют дей­ст­во­вать гид­ро­ди­на­мич. си­лы, ве­ли­чи­на ко­то­рых про­пор­цио­наль­на квад­ра­ту ско­ро­сти. С рос­том ско­ро­сти дви­же­ния из­бы­точ­ные си­лы под­дер­жа­ния на­чи­на­ют вы­тал­ки­вать суд­но из во­ды. Ко­гда гид­ро­ди­на­мич. си­лы со­став­ля­ют бо­лее 95% сум­мар­ных под­дер­жи­ваю­щих сил, суд­но пе­ре­хо­дит на глис­си­ро­ва­ние. При этом по­яв­ля­ет­ся т. н. брыз­го­вое со­про­тив­ле­ние, обу­слов­лен­ное ре­ак­ци­ей брыз­го­вой пе­ле­ны, вы­бра­сы­вае­мой в на­прав­ле­нии дви­же­ния.

Кор­пу­су Г. при­да­ют осо­бую фор­му, по­сколь­ку обыч­ные об­во­ды во­до­из­ме­щаю­щих су­дов в ре­жи­ме глис­си­ро­ва­ния не­эф­фек­тив­ны. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла плос­ко­ки­ле­вая фор­ма дни­ща: ки­ле­ва­тая фор­ма с рез­ко вы­ра­жен­ной ску­ло­вой ли­ни­ей в но­со­вой час­ти по ме­ре при­бли­же­ния к кор­ме по­сте­пен­но пе­ре­хо­дит в пло­скую пла­сти­ну. Для умень­ше­ния смо­чен­ной по­верх­но­сти на дни­ще час­то де­ла­ют ус­туп (ре­дан). На­ли­чие од­но­го или не­сколь­ких ре­да­нов умень­ша­ет со­про­тив­ле­ние, по­вы­ша­ет ус­той­чи­вость хо­да. В ка­че­ст­ве дви­жи­те­лей на Г. ис­поль­зу­ют­ся под­вес­ные мо­то­ры, греб­ные вин­ты с при­во­дом от ста­цио­нар­ных дви­га­те­лей или возд. вин­ты.

По срав­не­нию с др. бы­ст­ро­ход­ны­ми су­да­ми (су­да на под­вод­ных крыль­ях, ске­го­вые су­да на возд. по­душ­ке) Г. об­ла­да­ют бо­лее вы­со­ки­ми мо­ре­ход­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, но про­иг­ры­ва­ют по гид­ро­ди­на­мич. эф­фек­тив­но­сти на ти­хой во­де. В осн. рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли глис­си­рую­щие ка­те­ра от­но­си­тель­но не­боль­шо­го во­до­из­ме­ще­ния как гра­ж­дан­ско­го, так и во­ен. на­зна­че­ния.

Вернуться к началу