Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИРОКО́МПАС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 177

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ф. Захарченко

ГИРОКО́МПАС, при­бор, пред­на­зна­чен­ный для оп­ре­де­ле­ния кур­са объ­ек­та, а так­же ази­му­та (пе­лен­га) ори­ен­ти­руе­мо­го на­прав­ле­ния на зем­ной по­верх­но­сти. В от­ли­чие от маг­нит­но­го ком­па­са его по­ка­за­ния свя­за­ны с на­прав­ле­ни­ем на ис­тин­ный гео­гра­фич. (а не маг­нит­ный) Сев. по­люс. Прин­цип дей­ст­вия Г. ос­но­ван на ис­поль­зо­ва­нии свойств ги­ро­ско­па и влия­ния на дви­жу­щий­ся объ­ект су­точ­но­го вра­ще­ния Зем­ли. Г. со­сто­ит из ги­ро­ско­па (ги­ро­ско­пов, свя­зан­ных спар­ни­ком), под­ве­шен­но­го внут­ри по­ло­го ша­ра (ги­ро­сфе­ра), ко­то­рый пла­ва­ет в жид­ко­сти; вес ша­ра с ги­ро­ско­пом та­ков, что его центр тя­же­сти рас­по­ла­га­ет­ся на оси ша­ра в его ниж­ней час­ти, ко­гда ось вра­ще­ния ги­ро­ско­па го­ри­зон­таль­на. Для га­ше­ния собств. не­за­ту­хаю­щих ко­ле­ба­ний в ги­ро­сфе­ре мон­ти­ру­ет­ся мас­ля­ный ус­по­кои­тель.

На по­ка­за­ния Г. су­ще­ст­вен­но мень­ше, чем на маг­нит­ный ком­пас, влия­ют пе­ре­ме­щаю­щие­ся ме­тал­лич. мас­сы (же­ле­зо, сталь) и элек­тро­маг­нит­ные по­ля; его точ­ность в ус­ло­ви­ях ма­нев­ри­ро­ва­ния и ко­ле­ба­ний объ­ек­та зна­чи­тель­но вы­ше.

Идея Г. пред­ло­же­на франц. учё­ным Ж. Б. Л. Фу­ко. Про­то­тип совр. Г. соз­дал Г. Ан­шюц-Кемп­фе (за­па­тен­то­ван в 1908), вско­ре по­доб­ный при­бор по­стро­ил Э. Спер­ри (за­па­тен­то­ван в 1911). На­ча­ло отеч. шко­лы тео­рии ги­ро­ско­пов и др. ги­ро­ско­пич. при­бо­ров по­ло­жил А. Н. Кры­лов. Совр. кон­ст­рук­ции Г. от­ли­ча­ют­ся вы­со­кой точ­но­стью и на­дёж­но­стью, удоб­ны в экс­плуа­та­ции. Для нор­маль­ной ра­бо­ты Г. не­об­хо­ди­мо ус­той­чи­вое ос­но­ва­ние, фик­си­ро­ван­ное от­но­си­тель­но зем­ной по­верх­но­сти и не ис­пы­ты­ваю­щее ус­ко­ре­ний, при­чём ско­рость его пе­ре­ме­ще­ния долж­на быть пре­неб­ре­жи­мо ма­ла по срав­не­нию со ско­ро­стью су­точ­но­го вра­ще­ния Зем­ли на той ши­ро­те, на ко­то­рой осу­ще­ст­в­ля­ют­ся из­ме­ре­ния. Эти ус­ло­вия не со­блю­да­ют­ся на са­мо­лё­те, по­это­му при­ме­не­ние Г. ог­ра­ни­че­но мор. су­да­ми. Г. при­ме­ня­ет­ся как опор­ное на­ви­гац. уст­рой­ст­во в су­до­вых ру­ле­вых сис­те­мах с руч­ным или ав­то­ма­тич. управ­ле­ни­ем, при ори­ен­та­ции изо­бра­же­ния на эк­ра­не ин­ди­ка­то­ра РЛС, ра­дио­пе­лен­го­ва­нии, в Гло­баль­ной сис­те­ме по­зи­цио­ни­ро­ва­ния (GPS), гео­де­зии, а так­же при ре­ше­нии др. за­дач, напр. при оп­ре­де­ле­нии точ­но­го на­прав­ле­ния или на­вод­ке на цель ору­дия бое­во­го ко­раб­ля.

Лит.: Кош­ля­ков В. Н. Тео­рия ги­ро­ско­пи­че­ских ком­па­сов. М., 1972; Мат­ве­ев С. С. Ги­ро­ком­па­сы и ги­ро­го­ри­зонт­ком­па­сы. Л., 1974; Шес­тов С. А. Ги­ро­скоп на зем­ле, в не­бе­сах и на мо­ре. М., 1989.

Вернуться к началу