Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИДРОПРИ́ВО́Д МАШИ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 98

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГИДРОПРИ́ВО́Д МАШИ́Н, со­во­куп­ность ис­точ­ни­ка энер­гии и уст­ройств, в чис­ло ко­то­рых вхо­дят гид­рав­ли­че­ская пе­ре­да­ча и вспо­мо­гат. обо­ру­до­ва­ние для при­ве­де­ния в дви­же­ние ме­ха­низ­мов при­води­мой ма­ши­ны по­сред­ст­вом жид­ко­сти, по­сту­паю­щей под дав­ле­ни­ем. Осн. це­лью при­ме­не­ния Г. м. яв­ля­ет­ся по­лу­че­ние тре­буе­мой за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти при­во­ди­мой ма­ши­ны от на­груз­ки; в ря­де слу­ча­ев ис­поль­зо­ва­ние гид­ро­при­во­да по­зво­ля­ет по­лу­чать и др. экс­плуа­тац. пре­иму­ще­ст­ва: ра­цио­наль­нее рас­по­ло­жить обо­ру­до­ва­ние, бо­лее пол­но ис­поль­зо­вать мощ­ность дви­га­те­ля, сни­зить удар­ные на­груз­ки в сис­те­ме и т. п. В ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка энер­гии мо­гут ис­поль­зо­вать­ся элек­трич. или те­п­ло­вой дви­га­тель, жид­кость под дав­ле­ни­ем и др.; со­от­вет­ст­вен­но Г. м. на­зы­ва­ют гид­ро­элек­тро­при­во­дом, па­ро- или га­зо­тур­бо­гид­ро­при­во­дом и т. п. В за­ви­си­мо­сти от ви­да гид­ро­переда­чи раз­ли­ча­ют гид­ро­ста­ти­че­ский (объ­ём­ный), гид­ро­ди­на­ми­че­ский и сме­шан­ный при­во­ды.

Объ­ём­ный Г. м. по­зво­ля­ет с вы­со­кой точ­но­стью под­дер­жи­вать или из­ме­нять ско­рость ма­ши­ны при про­из­воль­ном на­гру­же­нии, точ­но вос­про­из­во­дить за­дан­ные ре­жи­мы вра­щат. или воз­врат­но-по­сту­пат. дви­же­ния, уси­ли­вая од­но­вре­мен­но управ­ляю­щее воз­дей­ст­вие. Наи­бо­лее ши­ро­ко объ­ём­ный Г. м. при­ме­ня­ет­ся в ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ках, прес­сах, в сис­те­мах управ­ле­ния ле­тат. ап­па­ра­тов, су­дов, тя­жё­лых ав­то­мо­би­лей, уг­ле­до­бы­ваю­щих и про­ход­че­ских ком­бай­нов, в сис­те­мах ав­то­ма­тич. управ­ле­ния и ре­гу­ли­ро­ва­ния те­п­ло­вых дви­га­телей, гид­ро­тур­бин; ре­же – в ка­че­ст­ве гл. при­во­дов транс­порт­ных ус­та­но­вок на ав­то­мо­би­лях, кра­нах.

Гид­ро­ди­на­ми­че­ский Г. м. обес­пе­чи­ва­ет по­лу­че­ние толь­ко вра­щат. дви­же­ния. В при­во­дах это­го ви­да час­то­та вра­ще­ния ве­ду­ще­го ва­ла ав­то­ма­ти­че­ски ме­ня­ет­ся с из­ме­не­ни­ем на­груз­ки, что де­ла­ет их осо­бо при­год­ны­ми для транс­порт­ных ус­та­но­вок. При­во­ды с гид­ро­муф­та­ми при­ме­ня­ют­ся в ма­ши­нах, ис­пы­ты­ваю­щих рез­ко­пе­ре­мен­ные на­груз­ки (напр., в скреб­ко­вых и лен­точ­ных кон­вей­е­рах); гид­ро­транс­фор­ма­тор ис­поль­зу­ет­ся в ма­ши­нах, где не­об­хо­ди­мо обес­пе­чить ра­бо­ту при­вод­но­го дви­га­те­ля при по­сто­ян­ной мощ­но­сти не­за­ви­си­мо от на­груз­ки на ва­лу тур­бин­но­го ко­ле­са (напр., в транс­мис­сии лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей). На­хо­дят при­ме­не­ние гид­ро­ди­на­мич. Г. м. и в ста­цио­нар­ных ус­та­нов­ках: для при­во­да пи­тат. на­со­сов ТЭЦ, шахт­ных подъ­ём­ных ма­шин, вен­ти­ля­то­ров и т. п. В этих слу­ча­ях на них воз­ла­га­ют­ся те же за­да­чи, что и на объ­ём­ный Г. м., – про­грамм­ное из­ме­не­ние ско­ро­сти при­во­ди­мой ма­ши­ны.

При­ме­ром сме­шан­но­го Г. м. мо­жет слу­жить при­вод отд. кон­ст­рук­ций штам­по­воч­ных прес­сов, в ко­то­рых энер­гия от элек­тро­дви­га­те­ля за­би­ра­ет­ся цен­тро­беж­ным на­со­сом, по­даю­щим жид­кость в гид­рав­лич. ци­линдр, а он, в свою оче­редь, при­во­дит в дви­же­ние ра­бо­чий ин­ст­ру­мент прес­са. Воз­мож­ны и др. ком­би­на­ции. Напр., в Г. м., ис­поль­зуе­мом для за­пус­ка га­зовых тур­бин, энер­гия сжа­то­го газа в гид­ро­ак­ку­му­ля­то­ре со­об­ща­ет­ся жид­ко­сти, ко­то­рая по­да­ёт­ся к гид­ро­тур­би­не, рас­кру­чи­ваю­щей за­пус­кае­мый те­п­ло­вой дви­га­тель.

Объ­ём­ные Г. м. стро­ят­ся на мощ­но­сти до 5000 кВт, од­на­ко осн. часть этих уст­ройств име­ет мощ­ность 5–15 кВт; из­вест­ны са­мо­лёт­ные Г. м. с час­то­той вра­ще­ния ва­ла тур­бин­но­го ко­ле­са до 18000 мин–1, од­на­ко бо­лее рас­про­стра­не­ны Г. м. с час­то­той вра­ще­ния до 1000 мин–1. Гид­ро­ди­на­мич. Г. м. ра­бо­та­ют с час­то­той вра­ще­ния до 35000 мин–1 (хо­тя из­вест­ны Г. м. и на 300 мин–1), ог­ра­ни­че­ний по пе­ре­да­вае­мой мощ­но­сти прак­ти­че­ски нет (из­вест­ны ус­та­нов­ки на 18000 кВт и бо­лее, наи­боль­шее чис­ло по­стро­ен­ных Г. м. – ав­то­мо­биль­ные аг­ре­га­ты, их мощ­ность до 400 кВт).

Лит.: Гей­ер В. Г. Гид­рав­ли­ка и гид­ро­при­вод. 3-е изд. М., 1991; Гид­рав­ли­ка и гид­ро­при­вод. 2-е изд. М., 2001.

Вернуться к началу