Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИДРАВЛИ́ЧЕСКАЯ ПЕРЕДА́ЧА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 67

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГИДРАВЛИ́ЧЕСКАЯ ПЕРЕДА́ЧА (гид­ро­пе­ре­да­ча), уст­рой­ст­во, в ко­то­ром ме­ха­нич. энер­гия и дви­же­ние с за­дан­ны­ми уси­лия­ми (кру­тя­щи­ми мо­мен­та­ми) и ско­ро­стью (час­то­той вра­ще­ния) пе­ре­да­ют­ся с по­мо­щью ра­бо­чей жид­ко­сти с пре­об­ра­зо­ва­ни­ем па­ра­мет­ров. В ка­че­ст­ве ра­бо­чей жид­ко­сти в Г. п. обыч­но ис­поль­зу­ют ми­нер. мас­ла или син­те­тич. жид­ко­сти. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния раз­ли­ча­ют Г. п. для пре­об­ра­зо­ва­ния или пе­ре­да­чи ме­ха­нич. энер­гии (гид­ро­си­ло­вые пе­ре­да­чи) и для пре­об­ра­зо­ва­ния дви­же­ния с це­лью ав­то­ма­ти­за­ции управ­ле­ния. По прин­ци­пу дей­ст­вия Г. п. раз­де­ля­ют на объ­ём­ные (гид­ро­ста­ти­че­ские) и гид­ро­ди­на­ми­че­ские.

Объ­ём­ные гид­ро­пе­ре­да­чи (воз­врат­но-по­сту­па­тель­но­го, воз­врат­но-по­во­рот­но­го и вра­ща­тель­но­го дви­же­ния) ра­бо­та­ют за счёт гид­ро­ста­тич. на­по­ра жид­ко­сти. Они со­сто­ят из объ­ём­но­го на­со­са (ре­же – гид­рав­лич. ак­ку­му­ля­то­ра), объ­ём­но­го гид­рав­лич. дви­га­те­ля, ре­зер­вуа­ра для ра­бо­чей жид­ко­сти и ма­ги­ст­раль­ных тру­бо­про­во­дов. На­ча­ло пром. при­ме­не­ния объ­ём­ных пе­ре­дач мож­но от­не­сти к 1795, ко­гда был изо­бре­тён гид­рав­лич. пресс. В кон. 19 – нач. 20 вв. Г. п. на­ча­ли ис­поль­зо­вать на су­дах ВМФ для по­во­ро­та ору­дий­ных ба­шен. К 1920–30-м гг. от­но­сит­ся на­ча­ло при­ме­не­ния объ­ём­ных Г. п. в ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ках.

Гид­ро­ди­на­ми­че­ские пе­ре­да­чи (гид­ро­муф­ты и гид­ро­транс­фор­ма­то­ры) слу­жат для бес­сту­пен­ча­то­го из­ме­не­ния пе­ре­да­вае­мо­го от дви­га­те­ля кру­тя­ще­го мо­мен­та или час­то­ты вра­ще­ния ва­ла. Они со­сто­ят из ло­па­ст­ных на­со­са и тур­би­ны с об­щей ра­бо­чей по­ло­стью, в ко­то­рой кру­тя­щий мо­мент пе­ре­да­ёт­ся от од­но­го ло­па­ст­но­го ко­ле­са к дру­го­му за счёт из­ме­не­ния мо­мен­та ко­ли­че­ст­ва дви­же­ния ра­бо­чей жид­ко­сти. Гид­ро­ди­на­мич. пе­ре­да­ча бы­ла пред­ло­же­на в нач. 20 в. в ви­де со­ос­но рас­по­ло­жен­ных цен­тро­беж­но­го на­со­са и тур­би­ны. Г. п. мо­жет быть объ­е­ди­не­на с зуб­ча­той пе­ре­да­чей так, что дви­же­ние бу­дет пе­ре­да­вать­ся от ве­ду­ще­го ва­ла ли­бо гид­ро­пе­ре­да­чей, ли­бо зуб­ча­той пе­ре­да­чей, ли­бо обеи­ми од­но­вре­мен­но. Та­кие Г. п., на­зы­вае­мые гид­ро­ме­ха­ни­че­ски­ми, слу­жат для пе­ре­да­чи боль­ших мощ­но­стей и обес­пе­чи­ва­ют бо́льшие по срав­не­нию с обыч­ны­ми Г. п. пре­де­лы ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Г. п. об­ла­да­ет из­но­со­устой­чи­во­стью, лег­ко ре­гу­ли­ру­ет­ся, пре­до­хра­ня­ет ме­ха­низ­мы от пе­ре­груз­ки и по­это­му при­ме­ня­ет­ся на те­п­ло­хо­дах, те­п­ло­во­зах, ав­то­мо­би­лях, са­мо­лё­тах, в стан­ках и ма­ши­нах-ору­ди­ях, в при­во­дах до­рож­но-стро­ит. ма­шин, ком­прес­со­ров, вен­ти­ля­то­ров, на­со­сов и др. (см. Гид­ро­при­вод ма­шин).

Вернуться к началу