Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАЗОТУРБИ́ННАЯ ЭЛЕКТРОСТА́НЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 273

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Лелеков

ГАЗОТУРБИ́ННАЯ ЭЛЕКТРОСТА́НЦИЯ, те­п­ло­вая элек­тро­стан­ция, в ко­то­рой в ка­че­ст­ве при­во­да элек­трич. ге­не­ра­то­ра ис­поль­зу­ет­ся га­зо­вая тур­би­на. Г. э. по­яви­лись как стан­ции, ра­бо­таю­щие на про­дук­тах под­зем­ной га­зи­фи­ка­ции уг­лей, од­на­ко не по­лу­чи­ли ши­ро­ко­го при­ме­не­ния гл. обр. из-за бы­ст­ро­го из­но­са ло­па­ток га­зо­вых тур­бин под воз­дей­ст­ви­ем со­дер­жа­щих­ся в га­зах час­тиц уг­ля. В 1950–60-х гг. в ми­ро­вой прак­ти­ке по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние Г. э. с га­зо­тур­бин­ны­ми дви­га­те­ля­ми для по­кры­тия на­гру­зок в ча­сы пик. В ка­че­ст­ве са­мо­стоя­тель­ных та­кой тип Г. э. по­лу­чил ог­ра­ни­чен­ное рас­про­стра­не­ние как в Рос­сии, так и в ми­ре.

Боль­шин­ст­во совр. Г. э. ра­бо­та­ют по схе­ме не­пре­рыв­но­го сго­ра­ния то­п­ли­ва по от­кры­то­му (ра­зомк­ну­то­му) или за­кры­то­му (замк­ну­то­му) цик­лу в за­ви­си­мо­сти от ви­да сжи­гае­мо­го то­п­ли­ва. В Г. э. от­кры­то­го цик­ла ис­поль­зу­ет­ся жид­кое ма­ло­сер­ни­стое га­зо­тур­бин­ное то­п­ли­во или при­род­ный газ, ко­то­рые по­да­ют­ся в ка­ме­ру сго­ра­ния. Не­об­хо­ди­мый для сго­ра­ния то­п­ли­ва воз­дух очи­ща­ет­ся в воз­ду­хо­за­бор­ни­ке и сжи­ма­ет­ся в ком­прес­со­ре. Го­ря­чие га­зы яв­ля­ют­ся ра­бо­чим те­лом в га­зо­вой тур­би­не, где они рас­ши­ря­ют­ся, а за­тем при темп-ре 450–550 °C вы­бра­сы­ва­ют­ся в ды­мо­вую тру­бу. Г. э. замк­ну­то­го цик­ла по­зво­ля­ют ис­поль­зо­вать как твёр­дое, так и вы­со­ко­сер­ни­стое жид­кое то­п­ли­во (ма­зут), сжи­гае­мое в ка­ме­ре сго­ра­ния, где ус­та­нов­лен по­дог­ре­ва­тель ра­бо­че­го те­ла (обыч­но воз­ду­ха). В схе­му Г. э. замк­ну­то­го цик­ла вклю­че­ны воз­ду­хо­ох­ла­ди­тель (умень­ша­ет ра­бо­ту сжа­тия в ком­прес­со­ре) и ре­ге­не­ра­тор (по­вы­ша­ет их эко­но­мич­ность).

Г. э. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся: вы­со­кой сте­пе­нью го­тов­но­сти к пус­ку (в за­ви­си­мо­сти от ти­па ус­та­нов­ки 5–20 мин); низ­кой удель­ной стои­мо­стью, от­сут­ст­ви­ем по­треб­но­сти в ох­ла­ж­даю­щей во­де, не­зна­чит. за­гряз­не­ни­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды. Не­дос­тат­ки: не­вы­со­кий кпд про­из-ва элек­тро­энер­гии (28–30%); по­треб­ле­ние, как пра­ви­ло, вы­со­ко­ка­че­ст­вен­но­го то­п­ли­ва (жид­кое или га­зо­об­раз­ное); по­вы­шен­ные шу­мо­вые ха­рак­те­ри­сти­ки, требую­щие до­пол­нит. зву­ко­изо­ля­ции ма­шин­но­го от­де­ле­ния и воз­ду­хо­за­бор­ных уст­ройств; возд. ком­прес­сор по­треб­ля­ет зна­чит. до­лю (50–60%) внутр. мощ­но­сти га­зо­вой тур­би­ны, вслед­ст­вие че­го диа­па­зон из­ме­не­ния элек­трич. на­груз­ки Г. э. не­ве­лик; еди­нич­ная мощ­ность ус­та­нов­лен­ных га­зо­вых тур­бин не пре­вы­ша­ет 100–150 МВт, что зна­чи­тель­но мень­ше тре­буе­мой еди­нич­ной мощ­но­сти круп­ных энер­го­бло­ков.

Кон­ст­рук­тив­но Г. э. мо­гут быть раз­ме­ще­ны на по­лу­при­це­пах-фур­го­нах или на ж.-д. плат­фор­мах и ис­поль­зо­ва­ны в мес­тах но­вых раз­ра­ба­ты­вае­мых ме­сто­ро­ж­де­ний по­лез­ных ис­ко­пае­мых, осо­бен­но в рай­онах ме­сто­ро­ж­де­ний неф­ти, где Г. э. мо­гут ра­бо­тать на по­пут­ном га­зе, или в рай­онах строи­тель­ст­ва в ка­че­ст­ве врем. элек­тро­стан­ций. Эти об­стоя­тель­ст­ва оп­ре­де­ли­ли и наи­бо­лее ра­цио­наль­ную об­ласть ис­поль­зо­ва­ния Г. э. в энер­го­сис­те­ме в ка­че­ст­ве пи­ко­вых и обыч­но ав­то­ном­но за­пус­кае­мых ус­та­но­вок.

Лит.: При­быт­ков И. А., Ле­виц­кий И. А. Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы те­п­ло­тех­ни­ки. М., 2004.

Вернуться к началу