Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́ЗОВЫЙ ДВИ́ГАТЕЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 264

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Хачиян

ГА́ЗОВЫЙ ДВИ́ГАТЕЛЬ, дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния (ДВС), ра­бо­таю­щий на га­зо­об­раз­ном то­п­ли­ве: при­род­ном и неф­тя­ном (по­пут­ном) га­зе (ме­та­не) в сжа­том или сжи­жен­ном со­стоя­нии, сжи­жен­ной сме­си про­па­на и бу­та­на, а так­же на до­мен­ных, ге­не­ра­тор­ных и др. га­зах. В 1860 бельг. инж. Э. Ле­ну­ар скон­ст­руи­ро­вал пер­вый пром. ДВС, ра­бо­тав­ший на све­тиль­ном га­зе. В 1866 герм. ин­же­не­ры Э. Лан­ген и Н. А. От­то соз­да­ли бо­лее эф­фек­тив­ный Г. д., а в 1876 От­то по­стро­ил че­ты­рёх­такт­ный дви­га­тель, в ко­то­ром ис­поль­зо­ва­лись разл. га­зы: све­тиль­ный, ге­не­ра­тор­ный, до­мен­ный, при­род­ный, по­пут­ный, неф­тя­ные.

По ха­рак­те­ру ра­бо­че­го про­цес­са Г. д. мо­гут быть двух- и че­ты­рёх­такт­ны­ми, по прин­ци­пу сме­се­об­ра­зо­ва­ния и вос­пла­ме­не­ния – с внеш­ним сме­се­об­ра­зо­ва­ни­ем и ис­кро­вым за­жи­га­ни­ем (ана­ло­гич­но кар­бю­ра­тор­ным дви­га­те­лям), с внеш­ним сме­се­об­ра­зо­ва­ни­ем и са­мо­вос­пла­ме­не­ни­ем от сжа­тия (га­зо­ди­зе­ли) и с внутр. сме­се­об­ра­зо­ва­ни­ем и ис­кро­вым за­жи­га­ни­ем. В Г. д. с ис­кро­вым за­жи­га­ни­ем слож­но обес­пе­чить пол­ное сго­ра­ние ме­та­на на ре­жи­мах ма­лых на­гру­зок и хо­ло­сто­го хо­да. Для ре­ше­ния этой про­бле­мы при­ме­ня­ют двух­то­п­лив­ные дви­га­те­ли, соз­да­вае­мые на ба­зе бен­зи­но­вых.

Пре­иму­ще­ст­ва Г. д. пе­ред жид­ко­то­п­лив­ны­ми: зна­чи­тель­но мень­ший из­нос осн. де­та­лей бла­го­да­ря бо­лее со­вер­шен­но­му сме­се­об­ра­зо­ва­нию и сго­ра­нию; от­сут­ст­вие в вы­хлоп­ных га­зах вред­ных при­ме­сей; воз­мож­ность при­ме­не­ния бо­лее вы­со­кой сте­пе­ни сжа­тия, чем в дви­га­те­лях, ра­бо­таю­щих на бен­зи­не. Эф­фек­тив­ный кпд совр. ста­цио­нар­ных Г. д. дос­ти­га­ет 52%. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны Г. д., ра­бо­таю­щие по цик­лу ди­зе­ля.

Г. д. при­ме­ня­ют для га­зо­бал­лон­ных ав­то­мо­би­лей, а так­же в ка­че­ст­ве энер­ге­тич. ис­точ­ни­ка в разл. от­рас­лях, осо­бен­но в га­зо­вой и неф­тя­ной пром-сти в ка­че­ст­ве при­во­да га­зо­пе­ре­ка­чи­ваю­щих и ком­прес­сор­ных ус­та­но­вок. В кон. 20 в. в Рос­сии, имею­щей боль­шие за­па­сы при­род­но­го га­за, раз­ра­бо­та­ны тех­но­ло­гии при­ме­не­ния Г. д. в сис­те­мах элек­тро- и те­п­ло­снаб­же­ния для про­м. пред­при­ятий и на­се­лён­ных пунк­тов, уда­лён­ных от центр. энер­го­сис­тем.

Лит.: Те­п­ло­тех­ни­ка / Под ред. А. П. Бас­ка­ко­ва. М., 1991.

Вернуться к началу